Сказания о населенных местностях Киевской губернии
|
|
Viktor | Дата: Субота, 21.11.2009, 21:06 | Повідомлення # 1 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
|
Предлагаю Вашему вниманию выдержки из книги известного украинского краеведа Лаврентия Похилевича "Сказания о населенных местностях Киевской губернии" 1864 года или Статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. Так как все сканированные копии, которые можно найти в Интернете не надлежащего качества (плохо читаемые), то я буду опубликовывать текст набранный собственноручно. Информация будет касается только населённых пунктов входящих в Ставищенский район.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 21.11.2009, 21:10 | Повідомлення # 2 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| СТАВИЩА, мѣстечко по обѣимъ сторонамъ рѣки Гнилаго Тикича, недалеко отсюда начинающагося. Ставища прежде довольно населенный городъ, пользовавшiйся магдебургскимъ городовымъ правомъ, потомъ главный городъ Ставищскаго старотства, нынѣ составляетъ вотчинную собственность графа Александра Браницкаго, дѣдъ коего Ксаверiй получилъ Ставищскiй ключъ въ подарокъ вмѣстѣ съ Бѣлою-церковью и многими другими мѣстечками и селами отъ послѣдняго польскаго короля. Въ настоящее время въ Ставищахъ учреждена главное управленiе такъ называемаго Ставищскаго ключа, въ которомъ числится 6763 ревизскихъ душъ въ слѣдующихъ селенiяхъ: Ставищахъ, Винаровкѣ, Янишевкѣ, Рожкахъ, Севериновкѣ, Плоской, Ясиновкѣ, Журавлихѣ, Антоновкѣ, Снѣжкахъ, Юрковкѣ, Скибинѣ, Роумницѣ, Тетеровкѣ, Городищѣ. Въ самомъ мѣстечкѣ Ставищахъ жителей обоего пола: православныхъ 3977, римскихъ католиковъ большею частiю во владѣльческой службѣ 119, евреевъ 1709. Въ 1765 году, какъ видно изъ люстрацiи, въ мѣстечкѣ числилось христiанскихъ домовъ 238, козацкихъ 46 и еврейскихъ 61, шляхецкихъ 9. Ставища славны многими стычками малороссiянъ, отстаивавшихъ свою вѣру и нацiональность отъ насилiя поляковъ. Такъ въ 1664 году Ставищане, надѣясь на свое многолюдство и укрѣпленiе города, вырѣзали польскiй гарнизонъ и отразили нападенiя поляковъ; но на другой годъ подверглись страшному мщенiю. Да позволено будетъ намъ выписать изъ краснорѣчиваго историка давнихъ дѣянiй малороссiйскихъ Маркевича ту страницу, гдѣ описано это послѣднее событiе подъ Ставищами: «Къ концу 1665 года, назначенный поляками по смерти Хмѣльницкаго, намѣстникомъ Украины Чарнецкiй, рѣшился однимъ, такъ сказать ударомъ сразить малороссiю. Онъ послалъ Тетерю и Замойскаго на Умань, племянника своего, старосту Каневскаго на Лысянку, а самъ, соединивъ большiя силы, устремился на Ставище, желая отомстить этому городу за неудавшееся въ прошломъ году покушенiе овладѣть имъ. Умань, хорошо укрѣпленный, не сдался; подъ Лысянкою погибъ въ сраженiи староста Каневскiй, а въ Ставищахъ дѣло такъ проиходило: здѣсь Дашко и Булгакъ, испытанные въ бояхъ, еще при старомъ Хмѣльницкомъ, запершись съ 16,000 козаковъ, рѣшились защищаться до послѣдней капли крови; народъ былъ воспламененъ къ рѣшительному сопротивленiю. Историки Польскiе говорятъ, что Янъ Собѣзский предлагалъ имъ очень выгодныя условiя: сохраненiе городскихъ привиллегiй и свободу отъ унiятовъ и что самъ сябя отдавалъ въ залогъ исполненiя оныхъ. Граждане не приняли ни условiй, ни заложника. Чарнецкiй построилъ батареи, орудiя начали громить городъ; осажденные сдѣлали сильную вылазку, овладѣли одною изъ этихъ батарей, вырыли предъ нею глубокiй ровъ, поставили на насыпи рва орудiя, осыпали огнемъ осаждающихъ. Чарнецкiй приказалъ Тетери забросать ровъ фашинами, самъ сошелъ въ окопы, и обнажилъ саблю и повелъ отрядъ на убiйственную батарею. Козаки узнали Чарнецкаго, одѣтаго въ рысью шубу и кричали съ городскихъ валовъ: ряба собака! Онъ прошелъ ровъ и взялъ батарею. Все поле покрыто было трупами, и въ этотъ день палъ Дашко. На завтра Ставищане снова отвергли предложенiе сдачи. Чарнецкiй съ Собѣзскимъ лично предводительствовали полками, вступали сами съ козаками въ рукопашный бой. Уже поляки начали овладѣвать городскими валами, уже знамена ихъ развѣвались на нашихъ укрѣпленiяхъ, неосторожность польской артиллерiи остановила ихъ успѣхъ; осаждающiе рядами повалились отъ собственныхъ выстрѣловъ. Козаки были ободрены; началась битва кровопролитная. Злобницкiй бросился въ толпу Россiянъ съ польскимъ знаменемъ; ему отсѣкли правую руку. Онъ схватилъ знамя въ лѣвую, продолжалъ сражаться и погибъ. Козаки прогнали поляковъ съ окоповъ городскихъ, Чарнецкiй однако не отступилъ отъ города. Онъ облегъ его со всѣхъ сторонъ, пресѣкъ всѣ сообщенiя и рѣшился принудить къ сдачѣ голодомъ. Пять мѣсяцевъ боролись съ нимъ Ставищане. Чарнецкiй не принималъ условiй. Требовалъ 13-тъ старшинъ, между ними главнѣйшихъ: Чепу и Подадницу. Они были отданы Тетерђ; а городъ приговоренъ къ уплатѣ крымцамъ польской допативы. Тогда отняли отъ церквей колокола, какъ голоса призывающiе народъ къ бунту, потребовали уплаты за лошадей, погибшихъ во время осады и назначили горожанамъ содержать на свой счетъ 2 польскiя хоругви, оставленныя смѣсто гарнизона. 30 знаменъ, изъ которыхъ 2 съ гербами царскими и 40 пушекъ достались побѣдителямъ. 20-го октября Чарнецкiй развелъ войска на зимнiя квартиры, чтобы дать имъ необходимый отдыхъ. Весною Ставища опять подняли знамя войны. Чарнецкiй послалъ туда Маховскаго. Его разбили и изъ его отряда погибло 200 человѣкъ. Раздраженный народною борьбою Чарнецкiй собралъ полки, самъ выступилъ къ Ставищамъ, взялъ ихъ съ бою. Тогда съ обыкновеннымъ ему звѣрствомъ, городскихъ старшинъ онъ предалъ казни, собственность гражданъ – разграбленiю, городъ огню». Съ этого времени Ставища сдѣлались не значительнымъ мѣестечкомъ и жители мало-по-малу потеряли воинскiя наклонности, покорились своей участи, трудясь надъ обработыванiемъ собственныхъ, а большею частiю владѣльческихъ полей. Достойно замѣчанiя, что не смотря на то, что почти всѣ они не грамотны, они сохранили въ памяти, по преданiямъ ихъ отцевъ, выше описанныя подробности осады Ставищъ за 200 лђтъ происходившей, даже имя Чарнецкаго. Но Злобницкаго, потерявшего при знамени обѣ руки, признаютъ Россiяниномъ, державшимъ козацкое знамя. Мѣсто стариннаго замка, такъ упорно защищавшагося, на лѣвомъ берегу Тикича, занимаетъ теперь экономическiй домъ съ садом и костеломъ и едва примѣтны слѣды его укрѣпленiй. У жителей сохранилось также преданiе, что Ставища еще за долго до возстанiя малороссiянъ были большимъ городомъ, именовавшимся Любомiромъ, что этотъ Любомiръ былъ разоренъ Татарами и оставался безъ жителей долгое время, что онъ лежалъ на правой или южной стороне Тикича, извѣстной теперь подъ названiемъ Роскошной, что онъ далеко былъ обширнѣе предѣлов нынѣшняго мѣстечка, простираясь до мѣстъ, гдѣ нынѣ стоятъ села Юрковка и Скибинъ. Слѣды этаго древняго города жители отличаютъ отъ слѣдовъ укрѣпленiй, построенныхъ во времена козацкихъ войнъ. Такъ къ древностямъ Любомiрскимъ они причисляютъ нѣкоторые курганы или могилы близъ Ставищъ и заваленные погреба въ лѣсу, называемомъ Вышковское. Вскорѣ по возсоединенiи края съ Россiею, Ставищане предъявили Русскому правительству свои права на городское состоянiе; но указомъ Правительствующаго Сената въ 1816 году послѣдовавшимъ, они укрѣплены за владѣльцемъ, а главные жалобщики признаны виновными и присуждены въ наказанiямъ. Сохранившiеся нынѣ акты и тяжебное дѣло жителей свидѣтельствуютъ, что въ царствованiе Сигизмунда 1-го, Любомiръ былъ собственностiю короля и что обезлюдили его и раззорили набѣги Татаръ еще до пришествiя Поляковъ; а когда опять сталъ заселяться: то отъ множества спущенныхъ ставовъ или ставищъ, коихъ на 20 верстъ было 100, получилъ нынѣшнее названiе. Въ Ставищахъ нынѣ превосходныя хозяйственныя учрежденiя владѣльцевъ: на поляхъ собирается разнаго рода хлѣба до 20,000 копъ; устроена огромная каменная винокурня, пивоваренный, кирпичный и сахарный заводы, нѣсколько мельницъ, в томъ числѣ каменная вѣтряная; больница, аптека и приходское при церкви сельское училище, заведенное покойнымъ священникомъ Антонiемъ Борымскимъ. Ярмарки бываютъ по воскресенiямъ чрезъ 2 недѣли. Живетъ становой приставъ. Римско-католическiй каменный костелъ построенъ въ Ставищахъ въ 1756 году Бѣлоцерковскимъ старостою Мнишкомъ. Въ немъ находится образъ Божiей Матери, признаваемый римскими католиками чудотворнымъ. Православныхъ церквей во время раззоренiя Ставища Чарнецкимъ, по преданiю жителей, было 6; на какимъ праздникамъ они были посвящены и гдѣ находились, жители не сохранили памяти. Еще съ начала прошлаго вѣка въ Ставищахъ осталось только двѣ православныя церкви: Покровская и Успенская. По штатамъ 1843 года обѣ они отнесены къ 5-му классу сельскихъ церквей и имѣютъ указную пропорцiю земли. Покровская стоитъ при въѣздѣ въ Ставища отъ Бѣлой-церкви. Она каменная, построена прихожанами, при нѣкоторомъ пособiи со стороны владѣльческой экономiи въ 1836-1852 годахъ, на мѣсто сгорѣвшей въ 1804 году, среди торговой площади стоявшей Покровской церкви, которая, какъ значится въ визитѣ Богуславскаго деканата за 1741 годъ, была построена въ 1736 году. Успенская стоитъ среди торговой площади, деревяная; построена, какъ видно изъ той же визиты въ 1728 году около старой. Въ настоящее время, посовершенной ея ветхости, предположено перенести ее на другую сторону рѣки въ предмѣстье Роскошну, гдѣ она будет находиться среди своихъ прихожанъ.
стр.433-436
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 21.11.2009, 22:05 | Повідомлення # 3 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| АНТОНОВКА, село на лѣвой сторонѣ Гнилаго Тикича, въ 5-ти верстахъ ниже Ставищъ и въ такомъ же разстоянiи отъ села Журавлихи. Бывшiй староста Бѣлоцерковскiй Мнишекъ, въ половинѣ прошлаго вѣка разрѣшилъ находившемуся у него на службѣ Антонiю Стефаньскому, осаждать на этомъ мѣстѣ людей, приходившихъ сюда изъ разныхъ мѣстъ на слободу или льготу. По имени этаго Антонiя и село получило названiе. Стефаньскiй владѣлъ Антоновкою на правѣ аренднаго владѣльца до 1790 года, въ коемъ умеръ. По смерти его Владиславъ Браницкiй, уже вотчинный владѣтель Бѣлоцерковскаго старотства, предоставилъ, тоже на арендномъ правѣ, Антоновку Викентiю Монтрезору, за услуги имъ оказанныя гетману Ксаверiю Браницкому; а по смерти Викентiя владѣетъ сынъ его Ксаверiй и здѣсь живетъ, хотя имѣетъ небольшое вотчинное имѣнiе село Ромейковку, въ Звенигородскомъ уѣздѣ. Антоновка лежитъ среди степей, но землю имѣетъ очень плодородную. Жителей обоего пола 1073; въ томъ числѣ римскихъ католиковъ 3 и евреевъ 5. Изъ урочищъ замѣчательно Чумскiй яръ, такъ названный потому, что жители въ 1774 году, во время чумы отсылали всѣхъ зараженныхъ въ этотъ яръ, гдѣ они получали съ извѣстною предосторожностiю пищу, а умершiе были погребаемы. Церковь въ Антоновкѣ изъ дубоваго дерева, во имя Рождества пресвятыя Богородицы; построена Антонiемъ Стефаньскимъ и умножившимися здѣсь жителями въ 1777 году. Церковь эта впослѣдствiи передѣлана и приведена въ нынѣшний хорошiй видъ только въ 1839 году старанiемъ священника Артемовича. Его же усилiями и пособiемъ въ 1826 году построена колокольня. По штатамъ церковь причислена къ 6-му классу; земли имѣетъ указную пропорцiю.
стр. 458
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 21.11.2009, 22:07 | Повідомлення # 4 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| ЖУРАВЛИХА, село получило названiе отъ того, что будучи расположено по правой сторонѣ болотистой рѣчки Цицилiи, въ 3-хъ верстахъ отъ соединеiя ея съ Гнилым Тикичемъ, емѣетъ много плавовъ и тонкихъ мѣстъ, въ которыхъ выводятся журавли. За селомъ замѣчательны 4 древнiя могилы, раскопанныя или майданныя, со всходомъ на оныя. Они расположены параллельно, въ равномъ другъ отъ друга разстоянiи, по двѣ съ сѣверной и южной стороны села. Журавлиха отъ Ставищъ лежитъ на востокъ. Жителей обоего пола 1176, между коими до 300 шляхты и 16 латинствующихъ. Лѣса истреблены. Церковь Рождество-Богородичная, деревяная, 6-го класса, съ уменьшеннымъ окладомъ; земли имѣетъ 126 десятинъ; построена 1763 года, какъ явствуетъ изъ надписи на западныхъ церковныхъ одверьяхъ, ротмистромъ польскихъ войскъ, Евстафiем Славинскимъ, котораго потомки и до нынѣ при ней священствуютъ.
стр. 458
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Неділя, 22.11.2009, 10:44 | Повідомлення # 5 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| ВИНАРОВКА, село въ 6-ти верстахъ отъ м. Ставищъ, при вершинѣ рѣчки Таргана. Жителей обоего пола 955. Третья часть жителей состоитъ изъ польской шляхты, изъ коихъ только 7 душъ исповѣдующихъ латинскую веру. Первоночально это былъ хуторъ заведенный въ лѣсу при рѣчкѣ, нынѣ уже высохшей, Паланскимъ жителемъ. Онъ здѣсь имѣлъ виноградный садъ и производилъ виноградное вино, которое продавалъ въ Ставищахъ. Церковь деревяная, во имя Iоанна Богослова, 6-го класса; земли имѣетъ указную пропорцiю и ставокъ на рѣчкѣ Тарганѣ; построена въ 1-й половинѣ прошлаго вѣка. Предшествовавшая церковь была во имя мученицы Параскевы, переименована же нынѣшняя въ Свято-Богословскую потому случаю, что иконостасъ для нее прiобрѣтенъ и перевезенъ изъ мѣстечка Володарки, по упраздненiи тамошней церкви во имя Iоанна Богослова.
стр. 436
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Неділя, 22.11.2009, 10:45 | Повідомлення # 6 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| СНѢЖКИ, село въ лѣсистой мѣестности, при верховьяхъ Гнилаго Тикича, здѣсь начинающагося; въ 4-хъ верстахъ отъ Ставищъ къ западу. Жителей обоего пола 769. О Свято-Михайловской Снѣжской церкви, въ визитѣ 1746 года Богуславскаго деканата говорится, что «церковь эта выбудованная на новом фундушу 1730 года с двумя верхами и то еден недокрытый, без притвору; цментарь не огродзоный; дзвоницы, а ни дзвону жаднего нема, только клепадло желѣзне». Дворовъ приходскихъ было 17. Вмѣсто этой первоначальной послѣ руинъ церкви, въ 1774 году построена другая деревяная же, которая и донынѣ существуетъ. По штатамъона причислена къ 7-му классу; земли имѣетъ указную пропорцiю.
стр.439
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Неділя, 22.11.2009, 10:46 | Повідомлення # 7 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| ЮРКОВКА, село при вершинѣ безъименнаго ручейка, впадающаго при м. Жашковѣ въ рѣку Торчь; отъ Ставищъ въ 8-ми верстахъ. Жителей обоего пола: православныхъ 626, римскихъ католиковъ 11. Жители утверждаютъ, что за 200 лѣтъ на мѣстѣ нынѣшней Юрковки, въ дремучемъ лѣсу завелъ хуторъ Ставищскiй житель Юрко, именемъ коего и названо село. Церковь деревяная, во имя Архистратига Михаила, построена поссесоромъ Роконевскимъ въ 1771 году, а колокольня свящкнникомъ Iоанномъ Боримскимъ въ 1835 году. Впрочемъ первоначально, при унiи, церковь была, какъ и всѣ окрестныя, очень бѣдна и покрыта соломою. Въ настоящее благовидное состоянiе приведена недавно усилiями того же священника, бывшаго на приходѣ болѣе 40 лѣтъ. По штатамъ отнесена къ 7-му классу; земли имѣетъ указную пропорцiю. Къ ней причислена деревня, хотя при самой Юрковкѣ расположенная, но принадлежащая другому владѣльцу. Деревня эта Торчицкiй Степокъ называемая, имѣетъ жителей обоего пола 194 и принадлежитъ Торчицкому помѣщику г. Понинскому.
стр.439
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 00:06 | Повідомлення # 8 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| ЯСЕНОВКА, село въ 18-ти верстах отъ Таращи; расположено вмѣстѣ съ селом Плоским надъ болотнымъ ручьемъ, называемымъ Цицилiею. Древнiя могилы тянутся чрезъ земли селенiй: Янишовки, Ясеновки, Плоской, Журавлихи и мѣстечка Ставищъ, стоятъ одна противъ другой и обозначаютъ, по мнѣнiю нѣкоторыхъ, мѣста удобнѣйшiя къ переправѣ. Въ Ясеновкѣ, гдѣ и теперь есть переправа чрезъ Цицилiю, имѣющая болѣе версты протяженiя, стоитъ трехгранная могила съ плоскимъ верхомъ и покатымъ на нее всходомъ. Догадываются, что это была батарея. Близь нея есть еще нѣсколько могилъ обыкновеннаго вида, а одна раскопанная или майданная. Нынѣшнее населенiе Ясеновки признается жителями недавнимъ и приписывается православному Туру, изъ Венгрiи съ товарищами его зашедшему, который, по обилiю въ этихъ мѣстахъ древа ясеня, наименовалъ и село Ясеновкою, вмѣсто «шукайводы», каковымъ именемъ мѣстность сiя прежде называлась. Жителей обоего пола 852; между ними только 15-ть латинствующихъ и ло 50 шляхты. Церковь Свято-Николаевская, деревяная, 6-го класса: земли имѣетъ 38 десятинъ; построена въ первой половинѣ прошлаго вѣка, но неизвѣстно въ какомъ именно году.
стр. 457-458.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 00:07 | Повідомлення # 9 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| КРАСИЛОВКА, село при рѣчкѣ того же названiя; въ южной части уѣзда. Жителей обоего пола 1390. Между коими болѣе 300 душъ шляхты и 57 латинствующихъ. въ селѣ становая квартира и владѣльческое управленiе Красиловскаго ключа, къ коему причисляются слѣдующiя села: Красиловка, Бесѣдка Станиславчикъ, Гейсиха, Попружна, Жидовская-гребля, Брилевка, Косяковка, Чаплинка, Тыновка, Баштечки. Названiем своимъ село обязано красотѣ и выгодности плодородныхъ полей его окружающихъ. По разсказамъ стариковъ къ югу отъ села былъ огромный лѣсъ, а къ сѣверу – обширная плодородная степь; что дѣлало эти мѣста привольными. Лѣса давно уже истреблены, а степи обращены въ господскiе ланы….. Фольварокъ владѣльческiй очень богатъ хлђбомъ. Винокурня, выстроенная въ 1820 году, дђлаетъ свое дђло съ успђхомъ. Село Красиловку жители почитаютъ новымъ, т. е. основаннымъ послѣ руинъ, съ начала прошлаго вѣка въ видѣ хутора, болѣе и болѣе заселяемаго. Жители слыхали отъ своихъ предковъ, что, до построенiя у нихъ церкви, Красиловцы были прихожанами Бесѣдскаго прихода. Однако вокругъ села есть нѣсколько древнихъ могилъ, свидѣтельствующихъ, что эти плодородные мѣста были населены въ отдаленной древности. Приходская церковь Покровская. Первоначально она построена деревянымъ зданiемъ въ 1756 году и существовала до 1852 года, когда, по ветхости разобрана и изъ матерiаловъ ея, оказавшихся еще годными къ постройкѣ сдѣлана небольшая кладбищенская церковь, въ коей и совершается ныне Богослуженiе. На мѣсто же разобранной заложена въ томъ же 1852 году и въ чернѣ уже окончена каменная церковь. Внутренняя ея отдѣлка еще и нынѣ продолжается. По штатамъ Красиловская церковь состоитъ въ 5-мъ классѣ: земли имѣетъ 76 десятинъ.
стр. 428-429
Санкт-Петербург
|
|
| |
Leonid | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 08:52 | Повідомлення # 10 |
Засновник сайту
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 19
« 1 »
Країна:
Статус:
| Чудова інформація! Я з задоволенням все прочитав. Дякую.
|
|
| |
Leonid | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 09:03 | Повідомлення # 11 |
Засновник сайту
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 19
« 1 »
Країна:
Статус:
| Вікторе! А що пишуть у світі про рідне мені село Стрижавка, того ж таки Ставищенського району. А то я ніяк не можу найти інформацію про видатних моїх земляків. Якщо щось відшукаєте, тоо розмістіть на сайті. Буду дуже вдячний.
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 12:51 | Повідомлення # 12 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Quote (Leonid) А що пишуть у світі про рідне мені село Стрижавка Всё будет. Надо немного подождать, на старославянском языке у меня не такая большая скорость печати, хотя уже вполне адаптировался.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 14:11 | Повідомлення # 13 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| БЕСѢДКА, село въ 2-хъ верстахъ отъ Красиловки и въ 10-ти отъ мѣстечка Ставищъ, близъ водораздѣльной возвышенности Тикичей гнилаго и горскаго; при верховьяхъ рѣчки Красючки или Красиловки, соединяющихся въ селѣ и образующихъ прудъ. О названiи села жители говорятъ слѣдующее: тамъ гдѣ теперъ оканчивается село отъ Красиловки есть небольшая роща лѣсныхъ орѣховъ, гдѣ еще и теперь примѣтны слѣды бывшей давней дороги изъ Бѣлой-церкви въ Умань. Въ древности здѣсь былъ большой лѣсъ, а на этомъ мѣстѣ стоялъ козацкiй курень. Здѣсь было козацкое rendcz-vous и здѣсь въ бесѣдѣ составлялись планы нападенiй на поляковъ и татаръ. Оттого и произошло название Бесѣдовка или Бесѣдка. Впрочемъ эти бесѣды происходили очень давно, покрайней мѣрѣ раньше колiивщины, когда бесѣда уже существовала подъ нынѣшнимъ своимъ именемъ. Въ то время она причислялась къ Бѣлоцерковскому старотству, нынѣ къ Красиловскому ключу графа Александра Браницкаго. Жителей обоего пола: православныхъ 2217, римскихъ католиковъ 15. Селенiе это замѣчательно фруктовыми садами, придающими ему красивый видъ среди безлѣсныхъ на многiя версты вокругъ полей. Особенно экономическiй сад обширенъ и отличается качествомъ фруктовъ. Церковь здѣсь деревяная, съ такою же колокольнею, во имя Архистратига Михайла. Неизвѣстно когда она построена, но непремѣнно въ первой половинѣ прошлаго вѣка, потому что во время колiивщины 1768 года, при ней былъ старый священникъ, по разсказамъ жителей, Николай Тучанскiй. По штатамъ она состоитъ въ 4-мъ классѣ; земли имѣетъ 36 десятинъ. Въ церкви замѣчательна икона, изображающая распятiе Спасителя съ предстоящею Божiую Матерiю и Iоанномъ Богословомъ. Икона эта перенесена изъ села Озерной въ 1763 году въ Красиловку, а отсюда черезъ пять лѣтъ въ Бесѣдскую церковь. Она особенно чтится окрестными жителями.
стр. 429
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 14:54 | Повідомлення # 14 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| СТАНИСЛАВЧИКЪ, село называется также Братчиковою-греблею. Послѣднее названiе село получило потому, что здѣсь основанъ въ началѣ прошлаго вѣка хуторъ неизвѣстнымъ по имени Братчикомъ, или почетнымъ прихожаниномъ Ставищской церкви, построившимъ на рѣчкѣ Красючкѣ греблю; другое же названiе присвоено шляхтичемъ Станиславомъ по фамилiи неизвѣстнымъ, который поселился немного времени спустя близъ Братчика. При умножившемся народонаселенiи, оба хутора соединились въ одно селенiе. Впрочемъ и теперъ въ части восточной села преимущественно живутъ владѣльческiе крестьяне, а въ западной шляхта и первую часть называют Братчиковою-греблею, а вторую Станиславчикомъ. Село расположено въ долинѣ при соединенiи рѣчекъ Гейсихи и Красючки. Почва – отличный черноземъ; лѣса истреблены. По полямъ вокругъ села разбросано нѣсколько древнихъ могилъ. Нѣкоторые изъ нихъ раскаскапываемы были изъ любопытства переходившими войсками и въ нихъ, по словамъ жителей, отыскиваемо было разное оружiе турецкой работы и человѣческiя кости. Въ селѣ находится обширный владѣльческiй фольварокъ, въ которомъ постоянно содержится хлѣба разнаго сорта въ скирдахъ до 40,000 попъ. Винокурня построена въ 1818, а въ 1842 году перестроена, съ возведенiемъ каменныхъ строенiй. Жителей обоего пола: православныхъ 946, латинствующих 61. Въ числѣ жителей состоитъ значительная часть (200) изъ польской шляхты. Церковь деревяная, во имя Рождества пресвятыя Богородицы; построена въ 1770 году, иждивенiемъ прихожанъ и особенными пожертвованiями дворянки Екатерины Жураковской, для внутренняго ея украшенiя. Благотворительница эта погребена при входѣ въ церковь, на мѣстѣ обозначеномъ каменнымъ крестомъ. Впослѣдствiи церковь распространена и оправлена 1841-1851 года, при священникѣ Павлѣ Левицкомъ, поступившемъ въ монастырь. По штатамъ она состоитъ въ 6-мъ классѣ; земли имѣетъ указную пропорцiю.
стр. 429-430
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 23.11.2009, 15:44 | Повідомлення # 15 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| ГЕЙСИХА, село въ 2-хъ верстахъ отъ села Бесѣдки и в 5-ти отъ мѣстечка Ставищъ, близъ водораздельной возвыненности, идущей отъ села Юрковкѣ къ Тыновкѣ и дальше въ Звенигородскiй уѣздъ. Ручеекъ, орошающiй село, называемый Гейсихою, начинается недалеко на поляхъ. Жители говорятъ, что ручей и село получили свое названiе по тому поводу, что по дорогѣ черезъ село, проѣзжающiе на волахъ принуждены часто повторять принудительное гей, такъ какъ спускъ изъ горъ и подъемы въ селе очень круты. Утверждаютъ также, что времена колiивщины, революцiонеры часто здѣсь останавливались и закапывали въ землю добытая у пановъ и жидовъ сокровища, тогда здѣсь былъ огромный дубовый лѣсъ, котораго теперъ нѣтъ и слѣдов. Жителей обоего пола 1282. Между ними 1 владѣльческiй экономъ принадлежитъ къ латинству. Церковь деревяная, во имя великомученика Дмитрiя, 5-го класса; земли имѣетъ указную пропорцiю. Въ какомъ именно году она построена – неизвѣстно. Но жители утверждаютъ, что до колiивщины, т. е. до 1768 года. Она починена и разширена въ 1847 году.
стр. 430
Санкт-Петербург
|
|
| |