Вівторок, 26.11.2024, 05:58
Нове на сайті Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Оновити Нові повідомлення · Особисті повідомлення Особисті повідомлення() · Відомості про учасників форумуУчасники · Читаємо правила форумуПравила форуму · Знайти на форуміПошук · Підписатися на отримання новинRSS · Тільки для VIP-користувачівПриватний форум ]
Модератор форуму: Viktor, Оксана  
Теории, предположения и легенды
ViktorДата: П`ятниця, 08.10.2010, 13:40 | Повідомлення # 31
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Отсутствие информации о городе Любомир в старых источниках, в очередной раз подталкивает на мысль, что город мог существовать под другим названием. Возможно, на территории Ставища (Роскошное), на правом берегу (возможно частично и на левом берегу) Гнилого Тикича находился древний город. На сколько древний судить сложно. По всей видимости разрушен при первом же походе войск Менгли-Гирея на Киев в 1882 году, так город находился в непосредственной близости от «Черного Шляха» по которому шли татарские войска (видно на карте Боплана 1650 г.). В последствии, в течении продолжительного времени, татары шли в Малороссию именно по «Черному Шляху», и у города долгое время не было шансов на восстановление. Между разрушением в 1482 году (предположение) и первой информацией о заселении в 1622 году (Люстрация Киевского воеводства) прошло 140 лет. За этот срок название города вполне могло исчезнуть с людской памяти, а вот признаки старого города вполне могли остаться. В 1622 году данную территорию, скорее всего, заселили люди пришедшие с других земель, и не знающие название старого города. В полнее может быть, что название новой слободе дал Станислав Любомирский – слобода Любомир. Но как всем известно, эта слобода со временем сменила название на Ставища. В связи с чем произошла смена названия? Скорее всего слобода Любомир просуществовала совсем не долго, её постигла та же участь, что и древний город, находившийся на этом месте, оны была разрушена татарами, которые и в 17 веке продолжали свои набеги. И уже спустя какое-то время на этом месте появляется военный гарнизон, который основался здесь постоянно и получил название Ставище по количеству ставов в данной местности. Если учесть, что Ставища в 1635 году уже пользовались Магдебургским правом, то следовательно Ставища как населенный пункт появились несколько раньше. Ставища были отображены на первой же карте Боплана этой местности. А как известно, Боплан был в тех краях с 1630 по 1648 года. Исходя из всех этих фактов напрашивается вывод, что между появлением слободы Любомир и Ставища срок мог быть всего в несколько лет. Наверное, ответ на этот вопрос могут дать только археологические раскопки, но таковые никто производить не будет. Пока остается только исследовать старые источники, с надеждой, найти какую то зацепку на другое название старого города.

Михаил Грушевский «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Киев, 1891:
Далѣе къ югу отъ теченія Стугны и Красной начинается обширное степное Поросье, занимавшее бассейнъ Роси; я упоминалъ уже о судьбѣ его: эта исконная область полянскаго племени запустѣла въ періодъ печенѣжскихъ набѣговъ и только при Ярославѣ начала поправляться: Ярославъ "поча ставити города по Росі" и селить здѣсь колонистовъ-плѣнныхъ ляховъ, также, вѣроятно, насельниковъ изъ сѣверныхъ волостей. Какіе именно города были построены имъ, какіе возобновлены, какіе явились позднѣе, мы не можемъ опредѣлить. Кромѣ городовъ, Поросье, какъ и область Стугны, было защищено еще валами: валъ тянется по сѣверному берегу Роси, затѣмъ поварачиваетъ на сѣверо-западъ, мимо Раставицы, и у верховьевъ Здвижа онъ примыкалъ, вѣроятно, къ сѣверной системѣ валовъ; другой валъ, начавшись неподалеку отъ Бѣлой Церкви, проходитъ южнѣе, поварачиваетъ потомъ на сѣверъ и также примыкаетъ (у с. Ходоркова) къ той же линіи сѣверныхъ валовъ. Верховья Роси и Раставицы (на послѣдней упоминаются города уже во второй половинѣ XI в.) остаются внѣ этихъ укрѣпленій, но существовали и далѣе на югъ линіи валовъ, остатки которыхъ извѣстны, напримѣръ, у г. Таращи, къ югу отъ Корсуня. Въ послѣдующемъ заселеніи и обезпеченіи Поросья видную роль игралъ тюркскій элементъ. Преемники Ярослава поселили на Поросьѣ орды торковъ и другихъ кочевниковъ; по извѣстію Татищевскаго свода, во время удачнаго похода въ степь 1060 г. князья захватили много плѣнныхь и разселили ихъ по городамъ; дѣйствительно уже въ 80-хъ годахъ XI вѣка мы находимъ извѣстіе о Торчсскѣ, городъ торковъ. Половецкія нападенія въ девяностыхъ годахъ XI в., разрушеніе городовъ Торческа (1093 г.) и Юрьева (1095) снова ослабили Поросье. такъ что князья выводили жителей на Стугну, къ Витичеву, какъ упомянуто выше. Но побѣды надъ половцами въ началѣ XII в. снова поправили дѣло; уже въ походъ 1103 г. князья "заяша Печенѣги и Торкы съ вежами" и, конечно, разселили ихъ по границѣ: такъ поселенія торковъ затѣмъ упоминаются у Заруба; въ связи съ этимъ стоитъ и возстановленіе Юрьева. Такіе же выводы колонистовъ могли повторяться и при послѣдующихъ походахъ; въ 1116 г. на Русь выселилось много торковъ и берендѣевъ, вслѣдствіе неудачной борьбы съ половцами. То обстоятельство, что, начиная съ 1146 г., лѣтописецъ иногда прилагаетъ къ половцамъ степнымъ эпитетъ "дикихъ", наводитъ на мысль, что можетъ быть, около того времени на Поросьи поселилась также и часть половцевъ, которые оставили, быть можетъ, слѣдъ своего пребыванія въ нынѣшнихъ названіяхъ селъ Большаго и Малаго Половецкаго и Кумановки). Эти разноплеменные жители Поросья: печенѣги, торки, берендичи, коуи, каепичи объединяются въ лѣтописи обыкновенно подъ общимъ именемъ черныхъ клобуковъ и включаются въ политическое понятіе Руси, хотя, конечно, противополагаются Руси этнографической. Населеніе это и на новыхъ обиталищахъ сохранило кочевой, пастушескій образъ жизни, языческую религію, о чемъ свидѣтельствуетъ эпитеть "поганыхъ", прилагаемый къ нимъ, и привычки степной жизни; оно кочевало по тучнымъ пастбищамъ Поросья сосвоими вежами и стадами, имѣло свои городки, но они служили, вѣроятно, главнымъ образомъ на случай непріятельскихъ нападеній. На ряду съ этими тюркскими насельниками продолжало существовать по прежнему населеніе славянское, которое по преимуществу занимало города, для котораго продолжала существовать отдѣльная юрьевская епархія; очевидно, оно было довольно многочисленно и въ лѣтописи по временамъ ясно противополагается тюркскому населенію подъ именемъ поршанъ, хотя въ другихъ случаяхъ термины Поросье, поршане обнимаютъ собою всѣхъ обитателей Поросья, безъ различія племени. Эти разноплеменные сожители уживались мирно между собою – по крайней мѣрѣ у насъ нѣтъ свидѣтельствъ въ противоположномъ смыслѣ.
Перейдемъ теперъ къ обозрѣнію отдѣльныхъ мѣстностей Поросья. Въ центрѣ его находилось знаменитое Перепетовское поле – обширная возвышенная равнина, разстилающаяся по верховьямъ Рута и Ольшаницы (теперь т. п. Билоцерковській степъ) и получившая имя отъ "Перепетовыхъ" – двухъ громадныхъ кургановъ. именуемыхъ теперь Перепетомъ и Перепетыхою. Перепетовское поле лежало на пути изъ Кіева въ Галичъ и потому нѣсколько разъ упоминается въ лѣтописи; тутъ произошла и знаменитая рѣшительная битва Изяслава Мстиславича съ Юріемъ въ 1151 г. Гдѣ-то у Перепетова поля находилось урочище или поселеніе Бъзяница, упоминаемое при описаніи этой битвы, по сосѣдству же Перепетова можно предполагать и г. Дерновый 1146 г. Внутри Поросья предполагаются еще: Святославль, упоминаемый въ концѣ XI в. вмѣстѣ съ Торческомъ и Юрьевымъ, также Михайловъ, разрушенный въ 1172 г.; изъ многочисленныхъ кіевскихъ поселеній этого послѣдняго имени наиболѣе подходитъ къ обстоятельствамъ с. Михайловка у р. Субодя, притока Каменки, но это село не имѣетъ слѣдовъ города, а объ укрѣпленіяхъ Михайлова говоритъ сама лѣтопись.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: П`ятниця, 08.10.2010, 13:55 | Повідомлення # 32
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Продолжение: Михаил Грушевский «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Киев, 1891:
Въ побережьи Днѣпра, носившемъ издавна имя Бѣлобережья, остановимся прежде всего около теперешняго Ржищева: здѣсь понынѣ существуеть гора Иванъ, и на ея мѣстѣ предполагаютъ древній городъ Иванъ, упоминаемый въ половинѣ ХII в. Еще ниже, на. возвышенномъ полуостровѣ находился Зарубъ – у нынѣшняго с. Зарубинецъ. Около Заруба былъ монастырь Пречистой, изъ котораго вышелъ знаменитый Климентъ Смолятичъ: между нынѣшними Зарубинцами и с. Монастыркомъ сохранилось доселѣ городище княжеской эпохи, съ остатками каменной церкви или монастыря и пещерами отшельниковъ. Тутъ же находился и важный бродъ черезъ Днѣпръ; южнѣе его были еще: бродъ "на Татинци" и Инжирь бродъ, но мѣстоположеніе ихъ неизвѣстно. Неподалеку отъ Заруба же находился гдѣ-то "Варяжьскій островъ". Далѣе къ югу, "на устьи Рси", стояла нѣкогда знаменитая Родня. Промелькнувъ въ разсказѣ о борьбѣ Владиміра съ Ярополкомъ, этоть городъ затѣмъ совершенно исчезаетъ изъ нашихъ источниковъ. Около устья Роси нѣсколько выше с. Пекарей существуетъ урочище Княжа гора, со слѣдами древняго, богатаго города и къ этому урочищу съ увѣренностью можно пріурочить г. Родню. Многочисленные предметы христіанскаго почитанія, находимые здѣсь, доказываютъ однако, что городъ существовалъ здѣсь и позже X в., въ христіанскую эпоху. Проф. В. Б. Антоновичъ высказалъ предположеніе. что на этомъ мѣстѣ стоялъ въ древности Каневъ (теперь отстоящій верстъ на семь отъ устья Роси), замѣстившій собою древнюю Родню. Въ Патерикѣ Каневъ упоминается при разсказѣ о событіяхъ XI в., въ лѣтописи же является впервые подъ 1144 г., по случаю закладки въ немъ церкви св. Георгія Всеволодомъ Ольговичемъ: самый городъ, очевидно, существовалъ и раньше. Съ половины XII в. Каневъ начинаетъ играть видную роль на Поросьи – иногда является какъ бы центромъ его, подобно Торческу; епископы юрьевскіе носятъ также титулъ каневскихъ. Онъ служитъ въ это время какъ бы сторожевымъ пунктомъ относительно степи, разстилающейся далѣе къ югу: сюда выходили встрѣчать купеческіе караваны и оберегать ихъ отъ нападеній, "стеречи земли" отъ набѣговъ, тутъ же происходятъ "снемы" съ половцами.
По теченію Роси существовало, несомнѣнно, много городовъ, гораздо больше, чѣмъ мы знаемъ и можемъ опредѣлить. Идя съ востока, вверхъ по теченію, прежде всего мы должны остановиться у поворота, который дѣлаетъ Рось, мѣняя сѣверное направленіе на восточное: здѣсь, въ окрестностяхъ нынѣшняго мѣстечка Межиричъ, находился городъ Товаровъ, упоминаемый подъ 1190 г. Выше, на мѣстѣ нынѣшняго села Деренковца, на правомъ берегу Роси, помѣщаютъ нѣкоторые ученые городъ "Дверень на Рси", тоже конца XII в. (1192 г.), отождествляя его съ г. Дерновымъ, гдѣ соединился Изяславъ съ черными клобуками, когда шелъ изъ Переяславля на Кіевъ; это послѣднее обстоятельство не вполнѣ согласуется съ такимъ пріуроченіемъ – Деренковецъ лежитъ слишкомъ далеко на югъ; да и сходство именъ Дверня и Дерноваго довольно отдаленное. Выше по рѣкѣ находимъ Корсунъ. въ излучинѣ, которую образуетъ къ югу р. Рось, на лѣвомъ берегу ея; еще выше – Богуславлъ; гдѣ-то въ этой же мѣстностп, въ излучинѣ Роси, находился, вѣроятно, и городокъ Кульдеюревъ; всѣ эти три города фигурируютъ въ извѣстіяхъ послѣдней четверти ХII в. Далѣе, въ сосѣдствѣ р. Роси и Рута лежалъ Юръевъ – епископская кафедра, важный городъ, мѣстоположеніе котораго доселѣ не можетъ быть опредѣлено съ точностью, несмотря на многократныя упоминанія лѣтописи: одни помѣщаютъ его на правомъ берегу, другіе на лѣвомъ, пріурочиваютъ къ различнымъ пунктамъ, или вовсе воздерживаются отъ ближайшаго опредѣленія. По аналогіи съ другими, извѣстными намъ городами по Роси, которые всѣ стоятъ на лѣвомъ берегу ея, слѣдуетъ думать, что и Юрьевъ стоялъ къ сѣверу отъ нея, а изъ сопоставленія лѣтописныхъ данныхъ видно, что онъ былъ, какъ упомянуто, въ близкомъ сосѣдствѣ Роси и Рута, гдѣ-нибудь около сліянія ихъ. Весьма вѣроятно мнѣніе В. Б. Антоновича, что Юрьевъ стоялъ на мѣстѣ древняго городища велико-княжескаго типа на Роси, въ трехъ верстахъ выше нынѣшней Бѣлой Церкви. Выше Юрьева по Роси лежалъ Володаревъ, теперь с. Володарка – на лѣвомъ берегу рѣки; черезъ этоть городъ пролегалъ путь въ Галичъ, который далѣе шелъ черезъ Перепетово поле на Василевъ и Кіевъ; у этого же пути, къ западу отъ Володарева, находился Мунаревъ, мѣстоположеніе котораго неизвѣстно.
Цѣлый рядъ городковъ находился по р. Раставицѣ; намъ извѣстенъ здѣсь г. Раставецъ или Ростовецъ, упоминаемый въ XI и XII в. – теперешнее мѣстечко Бѣлиловка, до начала ХVIII в. сохранявшее свое древнее названіе; къ с. Ягнятину съ вѣроятностью пріурочивается г. Неятинъ XI в.; шесть городовъ берендичскихъ, о которыхъ лѣтопись говоритъ подъ 1177 г.: „Половци же взяша 6 городовъ Береньдиць и поидоша к Ростовцю", по весьма вѣроятному предположенію В. Б. Антоновича, можно пріурочить къ шести древнимъ городищамъ на Раставицѣ въ число ихъ, въ такомъ случаѣ, войдетъ и Неятинъ; можетъ быть, и лѣтописный Куниль (Куниля), упоминаемый подъ 1150 г., былъ между ними: послѣдній вѣроятнѣе всего предполагать именно въ этой мѣстности.
Къ югу отъ Роси, какъ упомянуто выше, въ XII в., судя по нѣкоторымъ даннымъ, тоже были поселенія; съ нѣкоторою вѣроятностью здѣсь можно помѣщать г. Боровой, городъ Чюрнаевъ и, вѣроятно, здѣсь было много еще такихъ небольшихъ черноклобуцкихъ городковъ.



Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 20.01.2011, 21:00 | Повідомлення # 33
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Возможно, территория, на которой сейчас располагается Ставищенский район, была ближе к реке Днепр 2500 лет тому назад.
О местоположении земли Герр, где Борисфен разветвлялся на две реки, у Геродота имеется три указания.
1. До нее 40 дней плавания (более 1400 км) с севера, то есть, от истока. Это указание приводит в район г. Черкасы.
2. Земля скифов-кочевников, простирающаяся от устья Гипакириса у Каркинитиды (Евпатории) на юге до истока Герра на севере, имеет протяженность в 14 дней пути (500 км).
Именно таково кратчайшее расстояние по суше от Евпатории до Черкасс.
3. В земле Герр находятся могилы царей скифских. По мнению Д.Я. Самоквасова, В.А. Ильинской и некоторых других исследователей, могилы царей скифских, известные Геродоту, — это курганные комплексы Посулья, а они расположены на левом берегу Днепра, напротив Черкасс. Царские же курганы в районе Никополя относятся к более позднему времени.
Итак, место разветвления Борисфена на две реки по сведениям Геродота, можно считать установленным с достаточной достоверностью. Это район Черкасс.
Далее из приведенных Геродотом сведений вырисовывается следующая картина течения рек после разветвления.
Одна, сохраняющая имя Борисфен, течет на юг, сливается с Гипанисом (Южным Бугом), проходит возле Ольвии и впадает в лиман южнее ее. Другая, получившая имя Герр, уходит далеко на восток, сливается с Гипакирисом и впадает в море близ г. Каркинитиды (Евпатории). Между Борисфеном и Герром с запада на восток умещаются: лесная область Гилея, обширная степная область обитания скифов-кочевников и две реки, Пантикап и Гипакирис.
Таким образом, Борисфен можно отождествить с нынешним Днепром только в его верхнем течении, примерно до Черкасс. Нижнюю часть Днепра, уходящую далеко на восток к Днепропетровску, можно отождествить с Герром и признать, что русло, по которому Борисфен тек 2500 лет тому назад южнее Черкасс, ныне не существует.
Однако оно не могло исчезнуть с лица Земли без следа. Очевидно, по его трассе и сейчас текут какие-то притоки Днепра, с одной стороны, и Южного Буга, с другой, а водораздел между ними пересекает достаточно широкая и глубокая долина. Можно предположить, что раньше русло Борисфена проходило по Ирдыни, имеющей широкую (1500 м) заболоченную пойму, до Тясмина. «Некоторые ученые считают, что Тясмин от устья Ирдыни и Ирдынские болота когда-то были рукавом Днепра».
Разветвление Борисфена на два русла происходило в месте впадения Ирдыни в Тясмин у г. Смелы. После этого Герр шел вниз по Тясмину до русла Днепра, а Борисфен, по какой-то ныне сухой долине, пересекал водораздел Днепра с Южным Бугом.
Русло Борисфена могло проходить либо между Тясмином и Большой Высью, либо между Ирдынью или Ольшанкой и Гнилым Тикичем. Далее Борисфен шел по руслу одной из названных рек, а затем по руслу Синюхи до слияния с Южным Бугом у г. Первомайска.
Для более точного определения трассы прохождения Борисфена между реками Днепровского и Бугского бассейнов необходимы дополнительные исследования на месте, хотя бы визуальные. Их следовало бы провести, начиная от Синюхи, которой нет альтернативы, вверх по ее притокам Гнилому Тикичу и Шполке или Большой Выси, в направлениях к притокам рек Днепровской системы: Роси, Ольшанке, Ирдыни и Тясмину. Проходные долины имеются: между Росью и Гнилым Тикичем от пос. Стеблев до пос. Почапинцы; между Ольшанкой и Гнилым Тикичем от пос. Вязовок до г. Ватутин; между Тясмином и Большой Высью.

Источник: В. С. Янович «Великая Скифия: история докиевской Руси», Москва, 2008


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: П`ятниця, 11.02.2011, 13:52 | Повідомлення # 34
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Впервые Украина упоминается в Ипатьевской летописи в 1187 г., а затем — снова там в 1189, 1213, 1268 гг. (Ляхове Украиняне) и 1280 г. (Вкраина), всегда как часть Древней Руси.
Захватив в 1240 г. Средний и Нижний Днепр, монголы изгнали русичей в леса, обратив весь край в кочевья. Его правобережную часть пересек широкий Черный шлях — дорога, пробитая и опустошенная туменами при походах в Европу.
Когда надломилось могущество великих ханов, князь Литвы Ольгерд (1341–1377) занял земли Орды (Киев и Подолье). Впоследствии границы Литвы продвинулись еще ближе к Степи и в 1475 г. вышли на линию от Брацлава и Винницы, через Звенигород, Черкасы, Канев и Переяслав к Конотопу. В актах Польши конца XVI в. все эти новые земли стали именовать Украиной, где жили лишь черные клобуки и черкасы пятигорские, переселившиеся на Днепр в конце XIII в. Летописи и акты Литвы называют их всех казаками, а русские — черкасами. И лишь в некоторых селениях жили украинцы-ремесленники.
В конце XV в. сюда же с Перекопа вместе с семьями перекочевали на старые земли черных клобуков ордынцы, оставив службу у хана сразу после того, как Крым в 1492 г. покорился султану. Польско-литовский король Сигизмунд I в 1506 г. признал за станичниками право на Поросье и Посулье, оформив его специальным декретом привилеем.

Однако по Люблинской Унии 1569 г. Посулье, Поросье и весь Средний Днепр заняла Речь Посполитая, и магнаты начали их колонизацию. На эти земли они разными льготами привлекали крестьян из Польши, Полесья, Волыни и Галичины.

Иван Черников «Русские Украйны. Завоевания Великой Империи», Санкт-Петербург, 2008


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Понеділок, 14.02.2011, 18:10 | Повідомлення # 35
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Скорее всего, слобода Любомир была разграблена и сожжена (как обычно) татарами в 1626 году, при походе под Белую-Церковь, так как «Черный шлях», по которому шли татары, проходил в непосредственной близости от слободы. На своем пути татары разоряли всё на несколько километров в разные стороны, и шансов у слободы Любомир не было.

«Когда было решено двинуть коронные силы против Шведов, местные землевладельцы, по соглашению с коронным гетманом, сделали Хмелецкого гетманским наместником по охранению границ от Буджацких Татар, которых вождь Кантемир, или Кровавый Меч, не мог забыть поражения, нанесенного ему Конецпольским, и готовился к новому вторжению в Лехистан. Но в 1626 году опасность грозила Хмелецкому разом со стороны Буджаков, и со стороны Крыма.
Толпы запорожских добычников пограбили степные улусы Крымских Татар. Крымцы решились отомстить казакам, вернее сказать – панам за казаков, и пришли «великою ордою» под Белую Церковь».

П.А. Кулиш «Отпадение Малороссии от Польши», Москва, 1888

Въ 1626 году, на Бѣлоцерковскихъ равнинахъ была битва между Поляками и Татарами, послѣ которой Татары въ безпорядкѣ бѣжали въ Крымъ.

Военно-статистическое обозрѣнiе Россiйской Имперiи, томъ X, часть 1, Кiевская губернiя, Санкт-Петербург, 1848

Весной 1626 года хан Мухамед-Гирей вместе с Буджацкой ордой безнаказанно дошел вплоть до Галичины. А уже через несколько месяцев крымский принц Нуреддин-султан взялся с ордой дойти до Киева. Михаил Дорошенко, спеша запорожцев из чаек на сушу, вместе с несколькими киевскими полками остановил орду под Белой Церковью, а затем разгромил ее вдребезги. Легло ордынцев там больше 10 тысяч. Хронисты утверждают, что такого разгрома татары не испытывали уже давно.

http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=494

9 жовтня 1626 року козацькі війська на чолі з Дорошенком розгромили значний загін кримсько-ногайської кінноти під Білою Церквою.

Степан Рудницький « Українські козаки», Київ, 1899


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Понеділок, 28.02.2011, 13:17 | Повідомлення # 36
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Я снова обращаюсь к тексту Люстрации Белоцерковского староства 1622 года: «Слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная. Они только теперь начали заселяться; в них имеется 100 подданных, которые заново строят дома».
Во-первых, фраза «заново строят дома», говорит о том, что дома, а следовательно и слободы существовали ранее. Но в предыдущей Люстрации 1616 года, в перечне слобод на территории Белоцерковского староства, Любомир и Пасечная не значатся.
Во-вторых, фраза «Слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная. Они только теперь начали заселяться; в них имеется 100 подданных, …». Слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная объединены как бы воедино, даже количество подданных общее – 100. Из этого можно сделать предположение, что слободы Любомир и Пасечная находились в непосредственной близости друг к другу. А если учесть, что ставищанская земля, как сегодня так и ранее использовалась под пасеки, а так же в старые времена имелись заводы по переработке мёда, то тогда, кажется вполне логичным название слободы – Пасечная».
Конечно если слободы Любомир и Пасечная располагались рядом, то и своё существование они прекратили одновременно.


Санкт-Петербург
 
nkp78Дата: Середа, 02.03.2011, 10:55 | Повідомлення # 37
Майор
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 250
« 1 »
Країна: Україна
Статус: :-(
Виктор! Не нашли документ по Магдебурскому праву Ставища?

ФУТБОЛ - ГРА НАРОДУ
 
ViktorДата: Четвер, 03.03.2011, 13:13 | Повідомлення # 38
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Я приблизительно нарисовал на современной карте Чёрный шлях, по которому двигались татарские орды во время набегов. Начинался Чёрный шлях от Перекопского перешейка, потом после Чёрного леса разветвлялся на две ветви, северную и южную. Обе ветви соединялись под Липовцом.
Одно из ответвлений Чёрного шляха было в сторону Белой-Церкви (около Острой Могилы).



Я обозначил некоторые населённые пункты:
1. Ставище
2. Лысянка
3. Кошевата
4. Острая Могила
5. Винаровка
6. Стрижавка
7. Пятигоры
Прикріплення: 2283504.jpg (156.4 Kb)


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Середа, 09.03.2011, 14:17 | Повідомлення # 39
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Если всё так предположить, что ещё до 17 века, на месте Ставище-Роскошное, находилось какое-то поселение, возникает вопрос: Кто мог поселиться в таких не безопасных местах? Конечно, плодородная почва, обилие рыбы и животных благоприятно влияли на возможность проживания, но данная территория постоянно подвергалась нападению различных кочевников.

Ляскоронский В. Г. «Русские походы в степи в удельно-вечевое время и поход кн. Витовта на татар в 1399 году», Санкт-Петербург, 1907
Как показывает само название, бродники получили само название от того дела, каким они занимались, т.е. от постоянного место жительства у бродов, или переправ, охранять которые они имели специальное назначение. Это были, как видно, вооружённые поселенцы, выдвинутые Русью для защиты торгово-промышленных трактов, издавна проходивших через южнорусские степи. В одном из своих трудов мы имели уже случай говорить, насколько важны были в древней Руси переправы через реки или болота, и как дорожили ими, особенно в военное время. Так как на юго-востоке Руси, в силу условий тогдашней жизни, страна постоянно находилась на военном положении, то и поселенное близь бродов население должно было нести военную службу, становясь таким образом, мало-помалу, постоянным войском. Оно несло таким образом двойную службу: с одной стороны, - защищало выдвинутое в степь русское население, а с другой, - защищало места переправ через реки. Судя по всему, оно находилось близь пограничья со степями, частью на самом пограничье, представляя собой как передовые форпосты русской колонизации в степи; по вере и языку они, конечно, походили на своих единоплеменников – русских.

А теперь я хочу вспомнить книгу украинского краеведа Леонтия Похилевича «Сказания о населенных местностях Киевской губернии», Киев, 1864
У жителей сохранилось также предание, что Ставища еще за долго до восстания малороссиян были большим городом, именовавшимся Любомиром, что этот Любомир был разорен Татарами и оставался без жителей долгое время, что он лежал на правой или южной стороне Тикича, известной теперь под названием Роскошной, что он далеко был обширнее пределов нынешнего местечка, простираясь до мест, где ныне стоят села Юрковка и Скибин. Следы этого древнего города жители отличают от следов укреплений, построенных во времена казацких войн. Так к древностям Любомирским они причисляют некоторые курганы или могилы близ Ставищ и заваленные погреба в лесу, называемом Вышковское.

Древние могилы тянутся чрез земли селений: Янишовки, Ясеновки, Плоской, Журавлихи и местечка Ставищ, стоят одна против другой и обозначают, по мнению некоторых, места удобнейшие к переправе. В Ясеновке, где и теперь есть переправа чрез Цицилию, имеющая более версты протяжения, стоит трехгранная могила с плоским верхом и покатым на нее всходом. Догадываются, что это была батарея.

Если посмотреть на карту, то видно что одна из наиболее высоких точек в районе Ставище-Роскошное, находится у Вышковского (239,9 м.), а другая на краю леса, ближе к Юрковке и Скибину (261,2 м.). Причем от второй высокой точки и на сегодняшний день можно пройти через лес и выйти к Роскошному (видно на карте).



Возможно, на этих возвышенностях стояли наблюдательные вышки, с которых велось наблюдение за движением кочевников.

Записки барона Тотта о татарском набеге 1769 г. на Ново-Сербию, Журнал «Киевская старина», сентябрь-октябрь, 1883
Войско, двигаясь к границе польской Украины, пришло в Красников. В этой деревне, лежащей за болотистой лощиной, было нечто в роде укрепления, где жители вместе с сотней солдат оказали сначала некоторое сопротивление; но боязнь пожара принудила их вскоре бежать и скрыться в лесу …

Ситуация и двумя-тремя веками ранее была такой же. Сперва пытались дать отпор кочевникам, а в случае неудачи пытались уйти в лес. Кочевники, хорошо владевшие тактикой боя на открытой местности, в лес не входили. Те, кто успевал скрыться в лесу, теряли своё имущество, но сохраняли жизнь.
Прикріплення: 1909671.jpg (68.9 Kb)


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 31.03.2011, 12:42 | Повідомлення # 40
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Так как основной вариант поиска города Любомир относится к польскому периоду, то искать, по всей видимости, придётся не только Lubomir, но и Lubomierz. Учитывая, что перевод может звучать как Любомир, так и Любомеж, надо не забывать, что Любомеж существует в Польше.

Польский вариант:
Имя – Lubomir.
Варианты – Lubomierz, Lubor.
Русская транскрипция – Любомир; Любомеж; Любор; уменьшительные: Любек, Любомирек, Мирек.

Русско-украинский вариант:
Имя – Любомиръ (Любомир).
Написание на древне русском – Любимиръ.
От древнерусского "любы" (любовь) + "мир".


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Понеділок, 26.09.2011, 16:03 | Повідомлення # 41
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Хочу напомнить часть текста из книги Леонтия Похилевича «Сказания о населенных местностях Киевской губернии»:
«У жителей сохранилось также предание, что Ставища еще за долго до восстания малороссиян были большим городом, именовавшимся Любомиром, что этот Любомир был разорен Татарами и оставался без жителей долгое время, что он лежал на правой или южной стороне Тикича, известной теперь под названием Роскошной, что он далеко был обширнее пределов нынешнего местечка, простираясь до мест, где ныне стоят села Юрковка и Скибин. Следы этого древнего города жители отличают от следов укреплений, построенных во времена казацких войн. Так к древностям Любомирским они причисляют некоторые курганы или могилы близ Ставищ и заваленные погреба в лесу, называемом Вышковское».
Насколько в действительности большим мог быть Любомир и где был второй населённый пункт – Пасечное?
Любомир мог занимать достаточно большую часть сегодняшнего Роскошного, но его территория могла простираться до Юрковки и Скибина, только как территории принадлежащие Любомиру. К тому же, недалеко от Скибина и Юрковки находятся наиболее высокие возвышенности (251м и 254м), с которых было удобно наблюдать за приближением или нападением татарских отрядов.



Возможно, там стояли сигнальные башни или Хвигуры. Как известно, такие посты размещали на холмах, и если грозила опасность, то бочки поджигали, передавая информацию дальше.



Вот такая возвышенность (одна из наиболее высоких на пару десятков километров) находится недалеко от дороги Роскошное-Скибин, на границе Киевской и Черкасской области.



Третья возвышенность находиться на границе леса (261,2м).
Там возможно находилась смотровая вышка, с которой наблюдали за сигнальными башнями (Хвигурами). От этой возвышенности, с давних времён, через лес тянется дорога, которая выходит к Роскошному. В случае, если наблюдатель получал сигнал с Хвигуры о передвижении татар, он мог незамеченным через лес доскакать до населённого места и предупредить о возможном нападении. Город мог занять оборону, а жители не помещавшиеся в городе или по каким другим причинам не попавшие в город, могли укрыться в лесу. В лес татары не входили, они привыкли воевать и грабить на открытой местности.
Что же касается заваленных погребов в лесу, называемом Вышковское (по Похилевичу), то это скорее всего зимовки, или простейший и древнейший тип казацкого жилья – бурдюг.
Бурдюгами называли жильё следующей конструкции: в выкопанной в земле яме ставили 4 стены с переплетенного хвороста и угловых опорных столбов, вокруг стен насыпали землю. Сверху клали крышу. Стены со двора обмазывали глиной. В средине бурдюга было очень просто, не было не печи не дымаря, а стояла кабица, на которой варили еду.
Возможно между Вышковским и Ставищем, находилось древнее поселение – Пасечное, и погреба относятся именно к этому населённому пункту.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 19.01.2012, 10:27 | Повідомлення # 42
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Когда усмиренные въ Медвѣжьихъ Лозахъ казаки переписались въ шеститысячный реестръ, по всѣмъ казацкимъ городамъ (то-есть имѣвшимъ «непослушныхъ» мѣщанъ) на обѣихъ сторонахъ Днѣпра,—не вошедшая въ реестръ боевая толпа стала грозить имъ татарами и втянула ихъ въ новый бунтъ, имѣвшій своими послѣдствіями новый походъ Конецпольскаго къ Днѣпру (въ 1630 году), новое кровопролитіе (подъ Переяславомъ), новыя стѣснительныя для казаковъ мѣры шляхетскаго правительства.
Казацкій мятежъ 1630 года, задуманный на Запорожьѣ какимъ-то Тарасомъ Федоровичемъ, ознаменовался самымъ коварнымъ способомъ, къ какому когда-либо прибѣгала запорожская вольница для обезпеченія успѣха за своимъ предпріятіемъ. Отъ Кіева до Львова распущены были слухи, будто бы ляхи (то-есть Конецпольскій съ мѣстными землевладѣльцами) идутъ на Украину для того, чтобы вырѣзать поголовно всю Русь до московскаго рубежа; будто-бы они на походѣ убиваютъ встрѣчнаго и поперечнаго единственно за то, что онъ—русинъ; будто бы мѣстечко Лысянка вырѣзано ляшскимъ передовымъ полкомъ въ день Христова Воскресенія, съ малыми дѣтьми и съ самимъ священникомъ среди церкви; будто бы жолнеры избиваютъ уже въ Кіевѣ монастырскихъ слугъ митрополита Іова Борецкаго; будто бы рѣшено ляхами сломать русскую вѣру совсѣмъ и ввести на ея мѣсто римскую, а вырубленную въ корнѣ Украину заселить польскимъ и нѣмецкимъ народомъ.

На бѣду польско-русской республики, Конецпольскій дорожилъ казаками не только для борьбы съ Густавомъ-Адольфомъ, которую онъ выдержалъ со славою, но и для болѣе важнаго дѣла, о которомъ напрасно онъ мечталъ до конца жизпи, По его воззрѣнию на борьбу христіанскаго міра съ мусульманскимъ, Польша должна была, во что-бы-то ни стало, искать политическаго союза и добраго согласія съ Москвою для того, чтобы помочь Москвѣ занять и колонизировать христіанами вредоносное гнѣздо татарщины, крымскій полуостровъ. Но казаки, своими вѣчными грабежами дома а въ турецкихъ владѣніяхъ, все-таки вынуждали у него строгія мѣры. Къ числу такихъ мѣръ принадлежало устройство на Днѣпрѣ, выше пороговъ, крѣпости Кодака, съ иноземнымъ гарнизономъ, который бы пересѣкалъ сообщеніе вольницы «послушныхъ» мѣщанъ съ вольницею запорожскихъ казаковъ, Но эта крѣпость, ловившая своими сторожами да разъѣздами черноморскихъ добычниковъ, только раздражала рыцарей грабежа и разбоя. Не прошло и пяти лѣтъ послѣ кровавой переяславщины, какъ запорожцы напали на Кодакъ, вырѣзали гарнизонъ, предали коменданта мучительной смерти и затѣяли было новую бучу. На этотъ разъ городовые казаки отказались участвовать въ запорожскомъ мятежѣ и выдали Конецпольскому, по собственному желанію, разорителя кодацкой крѣпости, какого-то Сулиму, вмѣстѣ съ другими атаманами, его товарищами.

Источник: П.П. Семенов «Живописная Россия», Том 5, Часть 1, Стр.138, 1897 г.



Исходя из исторических источников, и делая вывод из вышеприведённого текста, можно предположить, что военный гарнизон в Ставище появился именно после событий 1630 года. Место для расположения такого гарнизона было очень выгодным, так как гарнизон располагался в близи «Черного шляха», недалеко от границы «Дикого поля», окончания водного пути Буг – Синюха - Гнилой Тикич, а главное был передовым постом на пути к Белой Церкви и далее к границе Речи Посполитой.
Думаю, что название Ставища, населённый пункт получил в те же года. Во-первых, он находился на другом берегу, чем старый город Любомир и последующая слобода Любомир. Во-вторых, слобода Любомир состояла из «непослушных» мещан, а военный гарнизон Ставища, по всей видимости, состоял из ляхов и «послушных» казаков, отбывающих повинность военной службой. В третьих, оставлять название вольного города Любомир, слободы, которая не подчинялась порядкам Речи Посполитой было нерезонно. Новое название Ставища, в котором корень звучит одинаково на украинском и польском языке (Став или Stav) и означающий одно и тоже, вполне могло устроить обе стороны.
Прикріплення: 0899391.jpg (189.5 Kb)


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Субота, 29.06.2013, 23:03 | Повідомлення # 43
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Городу Сумы исполнилось 358 лет. Историки и краеведы спорят о дате основания города
Статью можно прочитать здесь.

Историки, конечно молодцы, что нашли дату основания Сум, кто основал, откуда пришли переселенцы и даже в каком количестве. Но почему-то никого не интересует вопрос о том, как дошли эти переселенцы (между Ставищами и Сумами более 340 км по прямой, да ещё и Днепр, через который надо было переправиться), точно ли все переселенцы были ставищанами, и точно ли только разорение от ляхов и татар стало причиной ухода из Ставища.
Начнем по порядку. То, что пятидесятые годы 17 века, были годами переселений с правого берега Днепра на левый, ни для кого не секрет. Причины для переселения были разные, но в основном истекали сроки предоставления льгот для новых поселений или поселений вновь отстроенных, каким и были Ставища (ранее Любомир).
Немного предыстории. С каких времён существовал город Любомир – неизвестно. Однако известно, что во времена Сигизмунда I, это был уже разрушенный город 1. Потом есть упоминание о Любомире в 1574 году 2, и уже о слободе новозаселённой в 1622 году 3.
Название же Ставища, город получил только в 1635 году 4, как и Магдебургское право.
Как известно, правобережная Украина в 17 веке (и не только) была не спокойным местом, где были постоянные нападения и разорения, в первую очередь от татар. Чтоб люди оставались в таких местах, Речь Посполитая предоставляла разные льготы, освобождала от налогов и поборов люд, который был готов жить и защищать своё новое место пребывания. Льготы давались на 15 -20 -25 лет, в зависимости от определённых условий.
Можно предположить, что Ставища получили льготу на 20 лет в 1635 году, и весной-летом 1655 года эта льгота заканчивалась. Ставище получило своё название в 1635 году, «когда гетман Станислав Конецпольский создавал Кодак, Татарам „в Украину путь закрыть"» 5. Как известно крепость Кодак строилась с марта до августа 1635 года, так как 12 августа того же года была разрушена казаками.
Ставища постоянно находилось под угрозой нападения со стороны татар и ляхов, так в том же 1655 году, в январе месяце между Ставищами и Охматовым произошло большое сражение, известное как «Дрожиполе», но непосредственного нападения на само Ставище в ближайшие годы не было.
В 1654 году в Ставище было 312 казаков (в том числе рядовых) и 365 мещан 6. То есть переселенцами стала ⅓ всех казаков да ещё и с семьями («з жанишками и з детишками»). Кто же тогда остался в Ставищах? Я поддерживаю предположение, что вышли они из Ставища, но ставищанами были далеко не все. Скорее всего, Ставище было местом сбора переселенцев.
Так же интересен маршрут и время когда переселенцы вышли из Ставища. Если по прямой более 340 км, то дорогами будет ещё больше. Двигались наверное повозками и пешком. Через Днепр они, скорее всего, переправлялись в Каневе, через «Ханский перевоз». До Канева, скорее всего двигались той же дорогой, которой Богдан Хмельницкий пришёл из Канева в Ставище в 1655 году перед «Дрожипольской битвой». В жаркие года «Ханский перевоз» мелел, так что можно было перегнать стадо овец с одного берега Днепра на другой, но сомнительно, чтоб это произошло в конце мая, начале июня, так как 24 июня они уже дошли на место. Значит должны были Днепр переходить по льду. Зима в 1655 году была лютая, и Днепр явно был покрыт толстым льдом. Но зимой в дороге нечем кормить лошадей.
Движение по левой стороне Днепра, так же неизвестно. Наверное, это был самый короткий путь, по существовавшим в то время дорогам.
Так что вопросов остаётся ещё много.

_______________________________________________________________________________________________________________________
1. Леонтий Похилевич "Сказания о населенных местностях Киевской губернии".
2. Географический словарь Царства Польского и других славянских стран.
3. 1622 год. Люстрациия Киевского воеводства: описание староств Каневского, Переяславского, Корсунского, Черкасского, Богуславского, Белоцерковского.
4. Географический словарь Царства Польского и других славянских стран.
5. Там же.
6. Описание малороссийских городов, местечек и сел Белоцерковского полка с переписью жителей, приведенных к присяге на верность царю Алексею Михайловичу.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: П`ятниця, 27.12.2013, 14:00 | Повідомлення # 44
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Нашёл интересную информацию по городу Любомир.

О.С. КОМПАН, МІСТА УКРАЇНИ В ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ XVII ст., КИЇВ, 1963



І. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА МІСТ Т А ІХ НАСЕЛЕННЯ

ЧИСЕЛЬНІСТЬ МІСТ. СПІВВІДНОШЕННЯ МІСЬКОГО І СІЛЬСЬКОГО НАСЕЛЕННЯ

Серед міст, що мали понад 5 тис. жителів і які можна вважати найбільшими, в Київському і Чернігівському воєводствах за різними відомостями були: Київ – 15 тис., Любеч – 7800, Коростишів Старий і Новий – 7 тис., Біла Церква – 10760, Любомир – 10200, Павловичі Нові – 10 тис., П'ятка – 7200, Бихів – 5 тис., Яготин – 5 тис1., Янушпіль – 6 тис., Дубно – 7 тис., Сенча – 5 тис., Пирятин – 8400, Варва – 6572, Прилуки – 8280, Чуднів Новий – 6240, Кубарів – 6 тис., Бердичів – 6 тис., Володарка – 8700, Переяслав – 6572; у Волинському воєводстві: …

Хотя я не уверен в достоверности информации, так как Любомир во второй половине 17 века так не назывался. С 1635 года Любомир был переименован в Ставища. Да и количество жителей довольно большое.


Санкт-Петербург
 
l_sergiy_mДата: П`ятниця, 10.07.2015, 00:32 | Повідомлення # 45
Лейтенант
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 68
« 2 »
Країна: Україна
Статус: :-(

Ліс між Ставищем, Сніжками та Розкішною називають урочище Ревуха (ця назва вказана і на сайті Ставищенського лісництва), так само називається й конкретна місцевість у цьому лісі - заповідне урочище місцевого значення "Ревуха". Щоб не було плутанини, скажу від себе, що у Сніжках цей ліс називають Ревиха, а конкретне урочище в ньому - Ревуха.
З приводу походження назви "Ревуха" ("Ревиха") є кілька версій:
1. Ліс називаєтьться так через ревіння звірів восени (скоріше за все - оленів).
2. Ще одна версія походження назви пов'язана з містом Любомир, яке знаходилось спочатку на правому березі Гнилого Тікича в районі нинішньої Розкішної. За легендою, місто з навколишнім лісом (можливо, з урочищем Ревуха у цьому лісі) з'єднувалось підземними ходами, через які мешканці у випадку нападу могли втекти до лісу. Під час облоги Любомира татарами завойовники засипали ці ходи разом з людьми в них і люди голосно кричали (ревли) під землею.3. У 1665 р. під час козацького повстання польські війська після п'ятимісячної облоги взяли штурмом містечко Ставище, яке було одним з центрів повстанців. Містечко було зруйноване та спустошене, його укріплення та церкви спалені. Особливо жорстоко розправилися карателі з полоненими козаками. В яру, розташованому у лісовому урочищі між сучасними Сніжками та Розкішною, поляки застругали палі й насадили на них взятих у полон месників. Кілька днів у лісі відлунювався стогін людей, що корчились у муках. Налякані звірі тривожно ревли, тікаючи з лісу. Відтоді залишилася жити в пам'яті людській ця подія, і називають урочище – Ревуха, а ліс довкола нього – Ревиха.
4. У Сніжках походження назви "Ревиха" пов'язують з боєм між гайдамаками та польським загоном, яка за місцевими переказами відбулася на околиці лісу в районі між Юхимовим та Кимаковим ярами. Розказують, що під час цього бою гайдамаки заманили поляків у кущі на околиці лісу і підпалили їх. Опинившись у вогняній пастці, поляки голосно кричали (ревли), а люди вважали що реве сам ліс і тому назвали його Ревихою.
Можливим підтвердженням того, що битва гайдамаків з поляками дійсно відбулась і саме в цьому місці є залишки двох земляних насипів схожих на кургани на околиці лісу. Сніжчани називають їх «могилки». За свідченнями місцевих жителів, ще у 20-ті роки 20 століття ці насипи сягали 2 м заввишки і на них сушили сіно. За легендою, це поховання  загиблих у сутичці гайдамаків. Зараз "могилки" майже зрівнялися з землею, ось їх фото, зроблене 2007 року:



на фото видно, як на фоні пожухлої трави виділяється ніби "пляма" - це й є одна з двох "могилок", які зараз підняті над землею всього на метр

Так чи інакше, назви "Ревиха" та "Ревуха" означають ліс що реве.

Крім того, у Сніжках ходить легенда про золоту бричку закопану у Ревисі в яру, який починається навпроти "могилок" і йде в бік догоги з Розкішної на Ставищенське лісництво. У цьому яру є провалля, яке простукується так, ніби всередині нього є підземна пустота.


Сніжки - Київ
 
Пошук:


Ставище © 2024