Цікаві факти з історії Ставищенщини
|
|
Viktor | Дата: П`ятниця, 16.09.2011, 12:22 | Повідомлення # 136 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Хоху вернуться к сообщению №111:
Цитата Viktor () Что интересно, на карте Боплана приток Гнилого Тикича называется Poprozna’R, что можно перевести как река Попрожна (Попружна). У Степана Горошко: «… Ставище неправильної форми чотирикутник, викреслений тонкою лінією. Дві сторони паралельні річкам Гнилий Тікич і Попружна. На двох протилежних домальовані виступи ще тоншою лінією. Найкоротша сторона, перпендикулярна до річки Попружна …». Наверное от названия этого притока и пошло название одного из сёл – Попружна – людей от туда переселившихся.
У Леонтия Похилевича в книге «Сказания о населенных местностях Киевской губернии», много описаний о происхождении названий населённых пунктов, рек и других объектов, но нет разъяснения происхождения названия села Попружна, а про одноимённое название реки в Ставище даже не упоминается.
Я случайно наткнулся на стихи времён казацких войн, а точнее «Стихи на похороны Сагайдачного». Одно из стихотворений начинается так: «Попрожну фрасуєт ся всяк живый человѣк, Поневаж короткій єсть єго на свѣтѣ вѣк».
Слово «попрожну» мне напомнило слово «Попружна». Я попробовал перевести в современный русский вариант: Понапрасну хлопочет всякий живой человек, потому что короткий есть его на свете век. Понапрасну – значит в пустую.
Так как слово попрожно явно использовалось в старые времена, а Боплан рисовал свои карты с 1630 по 1648 года и территория Украины была под поляками, то я решил поискать слово «Poprozna» в польском языке. Такого слова не оказалось, зато было «po prozna» - напрасно, тщетно, в пустую. Если учесть что Боплан был француз, то написание этого слова слитно вполне нормально. В украинском языке есть схожее слово «порожня», а в русском «порожняя», то есть – пустая. На сегодняшний день мы имеем большое русло с очень маленькой речкой. Скорее всего, уже в 17 веке, а возможно и ранее, в Ставище, левый приток Гнилого Тикича обмелел, и получил название «Попрожно», или по другому – порожня, пустая.
Санкт-Петербург
|
|
| |
|
sylniduchom | Дата: Неділя, 25.09.2011, 21:51 | Повідомлення # 138 |
Сержант
Група: Початківець
Повідомлень: 11
« 0 »
Країна:
Статус:
| За шесть недель до смерти Чарнецкий - один из выдающихся польских военных стратегов VXII в., получил жезл Великого Коронного Гетмана, символизировавший присвоение наивысшего в то время воинского звания. Стефан Чарнецкий скончался 16 февраля 1665 г. от тяжелой раны, нанесенной ему во время подавления бунта в украинском Ставище.
Про Чарнецького на урядовому порталі.
|
|
| |
Viktor | Дата: П`ятниця, 07.10.2011, 12:26 | Повідомлення # 139 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Quote nkp78 () Ставище мужчины - 3941 женщины - 4245 обоего пола - 8186 православных - 3952 иудеев - 3917 Впечатляет количество ЕВРЕЕВ, почти 50% Я попытался разобраться, каким образом Ставище, бывшее казацкое местечко, к концу 19 века на половину стало еврейским местечком. Если быть более точным, то на конец 19 – начало 20 века, Ставище (центральная часть) было на половину польским (имение Браницких), а наполовину еврейским (торговая площадь и дома за ней). Православные крестьяне жили только по окраинам Ставище. По Люстрации 1765 года в Ставище иудеев было 61 человек, что составляло незначительную часть от всего населения. Но новые владельцы Ставище (с 1774 г.), Браницкие, способствовали подъему еврейской жизни. В 40-х годах 19 века Киевская губерния находилась на предпоследнем месте в Украине по уровню экономики. Браницким удалось сотворить чудо: уже к 60—70 годам губерния вышла на первое место. За счет чего? Будучи достаточно предприимчивыми людьми, почувствовав необходимость экономических перемен в середине 19 века, отметив это качество в еврейской общине, они искали пути для развития рыночных отношений. В 1806 году Браницкие дали официальное разрешение на поселение еврейской религиозной общине в Белой Церкви. Более того, выделили строительный материал и беспроцентную ссуду на 15-20 лет. Такое же разрешение было дано на поселение еврейской религиозной общине в Ставище. В Белую Церковь и Ставище приглашались еврейские торговцы и ремесленники. В 1847 г., по данным «Ставищенского еврейского общества», в Ставище уже проживали иудеи в количестве 1411 чел. В книге Лаврентия Похилевича «Сказания о населённых местностях Киевской губернии», вышедшей в 1864 году, сказано, что в Ставище проживает православных – 3977 чел., католиков (поляков) – 119 чел., иудеев – 1709 чел. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. в Ставище значится: православных – 3952 чел., иудеев – 3917 чел., и остальных (по всей видимости, поляков-католиков) – 317 чел. Иначе говоря, во второй половине 19 века количество православных (крестьян) осталось прежним (3977 – 3952), а количество иудеев (торговцев и ремесленников) выросло более чем в два с половиной раза (1411 – 1709 – 3917). В начале 20 века количество евреев еще увеличилось. А вот потом начался обратный процесс: Гражданская война – погромы, Великая Отечественная – тотальное уничтожение. В советское время статистика по национальности велась, но данные старались не обнародовать.
Санкт-Петербург
|
|
| |
sylniduchom | Дата: Неділя, 16.10.2011, 16:14 | Повідомлення # 140 |
Сержант
Група: Початківець
Повідомлень: 11
« 0 »
Країна:
Статус:
| ПЕРСОНАЛЬНИЙ СКЛАД КОЗАЦЬКОЇ СТАРШИНИ АРМІЇ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦЬКОГО
ПРАВОБЕРЕЖНІ ПОЛКИ
В Чорнокам’янській сотні входили Насташка, Ставище, Синявка, Лесевичі, Ковшевата, Шавулиха, Вільнанка, які виділись в окремі сотні. Синявка, де пізніше виділилися Синявська сотня. Так, Демка Мухомора, Івана Сулиму, Грибоводи.
Іван Мітла був полковником козацьким у 1613 р., покозачений шляхтич і суддя військовий Радіон Мітла , Матвій – козак сотні Чорнокам’янської (1649) з Ставищ[1, 2], Хома в тій же сотні.
Відомий дослідник В.Сергійчук вважає першим білоцерківським полковником Ярему Хмеленка. Дослідник віднайшов згадку про нього в травні 1648 р. Хмеленко Гаврило був козаком Чорнокам’янської сотні і проживав у Ставищах[1, 2, 3, 4].
1. Реєстр Війська Запорізького 1649 року. 2. Справа 268. Челобитная отставного полковника Игнатия Галагана об отнятии у него гетьманшой Скоропадской леса с хутором близ г. Прилуки под с. Ковтуновкою. 1724 г. — 3 арк. 3. Присяжні книги 1654 р. Білоцерківський та Ніжинський полки / Упорядники Ю.Мицик, М.Кравець. — К: ІАД НАН України, 2003. — 349 с. 4. Справа 8233. Відомості про присягу імператриці козаків
Додано (09.10.2011, 22:18) --------------------------------------------- 8-го октября прибылъ король въ Бђлую Церковь; то была уже средина Украины. Здђсь явился королю Тетеря и полковники правобережныхъ козацкихъ полковъ, находившихся подъ начальствомъ гетмана Тетери; тутъ были въ числђ ихъ: Ханенко, Милешко, Гоголь, Богунъ, Гуляницкiй; всђ кланялись королю какъ своему государю и изъявляли готовность жертвовать за него жизнью. Всђхъ насчитывали ихъ тринадцать. Здђсь явилась тогда депутацiя отъ православнаго духовенства съ архимандритомъ Гедеономъ, бывшимъ гетманомъ Юрiемъ Хмельницкимъ. Только-что передъ тђмъ совершился въ Шевђ выборъ митрополита — событiе всегда важное для Украины и особенно важное при тђхъ смутныхъ обстоятельствахъ, въ какихъ колебался край: нравственное и политическое положенiе народа много зависђло отъ того, чьимъ сторонникомъ — московскаго государства или Польши, явится новый владыка. Большинствомъ голосовъ избранъ былъ бђлорусскiй епископъ Iосифъ Тукальскiй. Королю этотъ выборъ не нравился; не нравился онъ и коронному канцлеру Пражмовскому. Угодничая имъ, пытался было Тетеря не допустить такого избранiя, но не могъ сделать ничего. Говорили, что Гедеонъ Хмельницкiй, теперь являвшiйся къ королю на челђ депутацiи отъ духовенства, самъ хотђлъ быть избраннымъ въ санъ митрополита. Королю во всякомъ случађ желалось, чтобы этотъ человђкъ, а не кто другой сталъ тогда главнымъ святителемъ Южной Руси. Королю и вообще полякамъ думалось, что такого святителя можно будетъ повернуть куда угодно, а слђдовательно, употребить орудiемъ для служенiя извђстному польскому замыслу — введенiй уши. Тетерђ во время выбора хотђлось услужить полякамъ, однако онъ долженъ былъ теперь сознаться въ своемъ безсилiи въ духовномъ дђлђ.
Въ Бђлой Церкви на собранномъ у короля военномъ совђтђ возникло два противорђчивыхъ мнђнiя; одни говорили, что надобно со всђми силами вторгнуться въ предђлы московскаго государства и отвоевать обратно левобережную Украину; другiе находили, что лучше вести войну на берегахъ Днђпра, но не удаляясь далеко въ глубь лђвой стороны. Первое мнђнiе взяло верхъ, тђмъ болђе, что его поддерживали и Тетеря, и татарскiй предводитель Дедышъ-ага, твердившiй, что воевать въ чужой землђ всегда лучше, нежели въ своей. Решили въ мђстечкђ Ставищi, устроить центральный складъ боевыхъ принадлежностей. Для его охраненiя съ отрядомъ оставленъ былъ полковникъ Себастiанъ Маховскiй.
Гетманъ Тетеря прилагалъ старанђе расположить козаковъ и народъ лђвой стороны въ пользу польскаго короля. 22-го октября онъ распустилъ универсалъ, въ которомъ убђждалъ жителей склониться на польскую сторону и отступить отъ Москвы. Лђвая сторона Днђпра - писалъ онъ, — «отпавши отъ короля, своего наслђдственнаго государя, и отдавшись подъ высокую руку московскаго царя, попала въ неволю. Уже многихъ знатныхъ особъ казнили, пожитки и имущества другихъ захватили, женщинъ и дђтей загнали въ неволю. Услышалъ объ этомъ милосердый король, государь вашъ, соболђзнуетъ онъ о разоренiи людей своихъ, и, решившись подвергать опасностямъ свое королевское здравiе, идетъ противъ непрiятелей съ тђмъ, чтобъ освободить васъ, своихъ подданныхъ, и, соединивши, учинить миръ. По долгу христианской любви и по своей гетманской обязанности - остерегаю васъ. У короля сила не малая, и наше козацкое войско идетъ съ нимъ, и орды сильныя съ самимъ ханомъ придутъ; если вы поклонитесь королю вашему, то забвенны будутъ прежнiя вины ваши и вы останетесь въ милости у короля».Додано (16.10.2011, 16:14) --------------------------------------------- Poehilewteza этажей в 1863 году было 1150 MFC. . pfawosł, 8 katol, 18 еврея,.. 2343 после запятой. земли. Православная церковь Архангела Михаила, деревянная, построенная в 1741 и 1851 до 1852 года, с восстановленной земли, наделенный составляет 60 после запятой. Земля chutorem. В селе проводятся ярмарки. В Th-первоначально принадлежал к ststwa Романовски и поделился своей судьбы (в настоящее время Romanówka). Около 1765 г. внес в отдельных ststwo. Lustracya в 1765 году, говорится: "Ststą Джон Stecki, кастелян Киева. Это Stawiszcza WW-офф на реке, называемой керамики. Субъекты платят арендную плату в соответствии с имущества, другие же крепостное право после двух дней в неделю, оплата и stawszczyznę, из села в целом на 100 флоринов. "В этой деревне должна intraty коттеджей 41, казачьи хижины, 8, 3 сельских принадлежащих libertowanych. Koszlaki, еврейка, Jerczyki, Jun-niawka Intraty из флоринов ежегодно ststwa 7402 г 21 Stawiski комиссар Мартин Bukojem-ски казаки... ststwie horodowych в объеме № 20. казаки вы идете в лагерь украинской partyi для ordynansami В У. Режим-tarzów. Bukojemski комиссар заявила, что ststwo ukrzywdzone Stawiski находится в своей собственной земле из соседней собственности, то есть от ststwa białocerkiewskiego один, с кроме товаров "pawołockich, третьи стороны, большая часть товаров kornińskich Proskurów;. земли ststwa poodbierano этого сайта, поэтому, люди в другом государстве ststwa расходятся" значительно сократилось Затем ststwa дохода, в 1770 году, потому что она принесла только ststwo 1710 польских злотых. 11 гр. и 4! / 3 ден-л. годового дохода (в настоящее время Эль-Summaryusz королевской семьи. Пиотровский, стр. 16). После раздела Hzpltej ststwo Stawiski стал государственной собственности в 1811 году второго руки вниз по продаже государственных активов были проданы Джон Борковский, бело-łooerkiewskiemu комиссара, то маршал пс wasylkowskiego века, который дал его в приданое своей дочери, опубликованной Теодор Рильского. сын Ростислав odprzedał дяди Феофила С. Rylskiemu, после чего снижение имение перешло к Антонию Рильского, в последнее время умершего. Сегодня он управляет наследники последнего. владении Феофил B / ylskiego в 8-м гонка была лошадь жеребец. 2) С. аль. Stawiszcza, в 1622 году Любомир, МКО по обе стороны Tykicza ВНД-Lego, военнопленных. taraszczański , в 2 круга. пои., гр. Stawiszcze, около 30 дюймов от 131 Taraszczy веке из Киева. Находится в открытой равнине, в почве вкусных, имеет 7010 микрон. согласно По-chilewicza в 1863 году было 3977 микрон. ... православных, 119 katol еврея и 1709, а также словарь дает Семеновна новый 603 дм и 3776 тк В mczku Есть две церкви:.. Pokrowska
Вход в С. из Białejcerkwi, с стены, построенной в 1836-1852 на месте сгоревшего в 1804 и 1736 прибывающих из стран и Uśpień среды, среди рынка, построенном из дерева и знакомства с 1728 является церковь Санкт-Кат. Троицы, стена была построена в 1798 году графом. Браницких, синагога, два еврейских молитвенных домов, сельская школа, завод, пивоваренный завод, кирпичный завод, сахарный завод, кирпичный ветряная мельница и несколько водяных мельниц. Ярмарки проводятся каждое второе воскресенье. Город окружен пригородами: Roskoszna, Антонов-ка, Stawiska др.. Brylówka и Burkatówka. Приход кошка (с 1750), декабрь Человека среды, имеет 1693 верующих. Часовни: в Саба-daszu, Buzówce, Bahwie, Ochmatowie (ранее филиал), а ранее Olszanka еще Płosce и Zasztowie. Муниципалитет состоит из 10 сельских округов (волостей), в том числе 49 мест населенных дм 3628., Mk 19611., 23 227 после запятой. земли (10 462 włość., 7304 особняк., 591 Православной Церкви, 4870 принадлежащих apanaży). Основные Stawiski товаров час. Браницких включает в себя: С. и деревни: Antonówka, Horodyszcze, Janiszów Барак, Jasinówkę, Jurkówkę, Płoskę ^ Rozumnicę, конусы, Sewerynówkę, Skibińce, Белоснежка, Те-terówkę, Winarówkę и Żurawlichę в 1863 году, считается 6763 душ rewiz. Неопределенная заявка относится к предположению, что места далекие времена, история jednalc известно, что в начале семнадцатого века было еще пустой Białejcerkwi собственности, и только в 1622 году Станислав Любомирский, ststa białocerkiewski, основал новую деревню, которую он назвал Lubomia-рейку. Lustracya ПДД гласит: «Любомир и Pasieczna, и они только начали селиться, он по этим предметам, которые являются вновь строить, Nr. 100 (Jablonowski, Luster., P. 138). Примерно в то же время, начал расти в степях в местном офисе. Любомир Жители Белой-Церкви и Trylisami вместе в некоторых определенных точках "огонь поле" прошли всю Украину, и предупредил о приближении орды Крыма. Тем не менее, бдительность этих "огонь поле" иногда не всегда эффективны, и, следовательно, эти города, несмотря на его опекуна-żownictwa, несут самые частые катастрофы, так что диета с учетом уничтожения татар MTA Białejcerkwi, Trylis и Любомир, все процессы и banicye на эти города приобрели коллекционеры Киев ", отменено и annihilował" (т. ног., III, стр. 335 .) Любомир атоллов, а расположенный на той же зубного камня маршрут, больше других, он подвергался разрушению, он также вскоре разрушен татарами исчезает. о, тогда боев большое количество курганов, в настоящее время зачислены на локальное поле. Puatujące священное место во времени снова начали заселять, но это новое поселение,
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 17.10.2011, 10:37 | Повідомлення # 141 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Цитата sylniduchom () Додано (16.10.2011, 16:14) Здравствуйте, sylniduchom. Информация добавленная Вами из Географического словаря Царства Польского и других славянских стран, том 11 стр.297. Первая часть сообщения относится к Ставище Житомирской области. Довольно-таки неплохой перевод второй части (про наше Ставище), сделал kotik147, сообщение 70, http://www.stav.pp.ua/forum/7-6-5.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Вівторок, 25.10.2011, 14:12 | Повідомлення # 142 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| В книге Зоряны Купчинской «Проблемы ономастики», Львов, 2006, я нашел интересную ссылку: Lubomir (Stawiszcze), Київська земля, ŽDz XXI, 330. Как я выяснил, ŽDz XXI, – это «Žródła dziejowe» (Исторические источники, том XXI, «Украина», 1894), написана Jabłonowski (Александр Валериан Яблоновский). Яблоновский – прекрасный знаток истории и географии Юго-Западной Руси, исследованию жизни которой и посвящена большая часть его трудов.
Summaryusz z księgi ruskiej wdstwa kijowskiego. 1624
M. Stanisławem i Elżbietą z Krzewskich Faszczami pow., a Stanisławem Lubomirskim pozw., o wydanie podd., z dóbr Pariewka do dóbr Stawiszcze zw. Lubomir zbiegłych — dekret. fol. 55.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Понеділок, 07.11.2011, 14:55 | Повідомлення # 143 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| 4 ноября 2011 года, исполнилось 150 лет со дня рождения украинского железнодорожного сообщения. На сегодняшний день по территории Ставищенского района железная дорога не проходит, но в 20 веке действовала небольшая узкоколейная железная дорога (в простонародии – «Кукушка»), которая соединяла Ставище (около птичника) и Ивановку (Янишовку). Ещё в начале 20 века в Ставищах были заложены железнодорожные пути, но не были использованы в течение многих лет. Проходила железная дорога за Вышковским, где и на сегодняшний день сохранилась часть насыпи и один из железнодорожных мостов.
На карте 1988г., ещё видны остатки железной дороги.
«Кукушка» – короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский (грузо-пассажирский) поезд узкоколейки (чаще всего) местного сообщения. Курсировал не на магистральных линиях, а на разного рода дополнительных, мало загруженных железнодорожных ветках. Название «Кукушка» появилось, видимо, из-за схожести звучания паровоза или местного поезда со звуками, издаваемыми кукующей птицей или буквой «К» обозначающей модификацию паровоза. Впервые термин зафиксирован в 1864 г.
Паровозы типа «Кукушка» сохранились и до наших дней.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Вівторок, 29.11.2011, 10:21 | Повідомлення # 144 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Українська РСР, Адміністративно-територіальний поділ на 1 вересня 1946, Київ, 1947
В Ставищенский район входили сёла: Одайпiль, Олександрiвка, Тихий Хутiр.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Четвер, 08.12.2011, 15:50 | Повідомлення # 145 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
|
Недалеко от дворца Браницких, по правой его стороне, возвышался прекрасный, каменный, позднебарокковый костел Святой Троицы. Святыня построена на месте старой, деревянной, ее основателями были коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий и его жена. Храм, в плане формы креста, имел фасад расчлененый пилястрами, венчали его не очень высокие квадратные башни, служившие как колокольни. Над сводом возвышался купол с фонарем, который находился на высоком, с прямоугольными окнами, барабане. Интерьер поражал красотой и роскошью. Алтари были выполнены с каррарского мрамора. Три из них украшали картины Рафаэля и Д. де Вольтера: «Распятие», «Матерь Божья Шкаплерная» и «св. Антоний», которые выполнил Роман Постемповский в Риме. Так же настоящим произведением искусства в святилище был орган.
Источник: Роман Афтанази «История имений на давних окраинах Речи Посполитой», т. 11, Киевская область, и дополнения к томам 1-10, Вроцлав, 1997
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: П`ятниця, 09.12.2011, 11:31 | Повідомлення # 146 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Лист настоятеля Ставищенського костьолу Білоцерківської округи ксьондза А. Гутовського до редакції газети «Вісті ВУЦВК» з осудом антирадянської діяльності римо-католицького духовенства 26 лютого 1928 р.
Шановний товаришу редактор. Не відмовте вмістити у вашій газеті таку мою кореспонденцію: Стежачи за пресою, мені не раз доводилося зупиняти свою увагу на повідомленнях про притягнення до відповідальності службовців культу католицької церкви. Поскільки це торкалося моїх колег, я жваво цікавився такими справами й щоразу мені доводилося переконуватися в тому, що злочини насправді зроблено й винні дістали по заслузі. Проте, серед католиків частенько ширилися чутки, що католицьке духівництво ні в чому не повинно й його тероризує радянська влада. На підставі повідомлень преси, що їм безперечно треба вірити, про злочини поодиноких ксьондзів, я дохожу до висновку, що ці чутки навмисне ширено з провокаційною метою, щоб підірвати престиж радянської влади в масах віруючих, і головним чином, католиків. Як на приклад, можу вказати на справу ксьондза Скальського, що його маси віруючих оточували ореолом невинности перед Радянською владою й мало не мучеником за костьол та католицьку релігію. Насправді ж, як встановлено було на суді, ксьондз Скальський, як і деякі інші, що їх притягали до відповідальности, ксьондзи вчинили чимало злочинів проти Радянської влади і справедливо засуджені за це радянським судом. Зупиняюся тільки на цій справі через те, що вона одна з останніх і найпам’ятливіших, для тих, що цим питанням цікавляться. Про інші злочини католицького духівництва докладно не говоритиму, бо це досить відомо з преси. Щоб не опинитися в ролі обвинувача й не говорити про злочинну діяльність тільки інших ксьондзів, вважаю за свій моральний обов’язок не змовчати і за себе, за те, що я не досить енергійно перешкоджав Ставищанському костьольному комітетові в справі заховати костьольні цінности, коли їх забирали на користь голодним. Через мою інертність частину костьольних цінностей, що їх призначалося для рятунку людей в свій час від голодної смерти, заховано. Коли костьольний комітет ухвалив був заховати ці речі, то його представники звернулися до мене за порадою, і я, не використавши в достатній мірі свого авторитету ксьондза, не умовив їх не виконувати наміченого плану і став невільним учасником цього злочину, згодившись на пропозицію костьольного комітету заховати цінні речі. Поруч із цим було відповідне обговорення, де говорилося про можливість переміни влади, що і наводилося, як достатній аргумент потреби ці речі заховати. Отже, в справі переховування цінностей відогравала ролю не тільки матеріяльна сторона, але це питання обговорювалося і з політичного погляду. Цей момент і чимало відомих мені злочинів поодиноких ксьондзів зайвий раз переконує мене в тому, що службовці культу, втручаючись до економічних справ костьолу, частенько непомітно для себе стають на шлях обговорення та вирішення принципіяльних питань політичного характеру в країні, де релігія нічого спільного з державою не повинна мати, бо роля ксьондзів у розв’язанні політичних питань виходить за межі можливого, і ще через те, що це не входить до їхніх обов’язків і прямо забороняється канонами католицької церкви. Міркуючи так і детально ознайомившись з одвертим листом групи ксьондзів Кам’янецької єпархії, дохожу до непохитнього переконання, що висловлена в цьому листі думка не підлягає жодному сумніву, і я цілком і повнотою приєднуюся до платформи цієї групи, вважаючи, що тільки за допомогою одвертої заяви про свої незаконні вчинки можу виправдатися перед радянською владою. Одверте визнання своїх помилок та спокутої вини перед Радянською владою вважаю за потрібне ще й з тієї причини, що остаточно переконався в недоцільності будь-яких вихваток проти Радянської влади. Я рішуче заявляю, що католицька церква в радянській республіці має всі можливості вільно існувати й не повинна ні в якій мірі втручатися до політичних справ держави. Заявляючи про це в пресі, я закликаю чесних службовців костьолу статиь на шлях лояльного ставлення до Радянської влади і зректися всяких вчинків, що зв’язані з обговоренням питань, що прямо або непосередньо зачіпають інтереси Радянської влади або заподіюють шкоду республіці трудящих. Настоятель римсько-католицького костьолу ксьондз А. Гутовський.
Вісті ВУЦВК. — 1928. — 26 лютого. — № 49 (2239). Оригінал. Газетний примірник.
Гутовський Альбін Олександрович народився у 1862 р. На священика висвячений у 1888 р. після закінчення духовної семінарії Луцько-Житомирської єпархії РКЦ. Працював в сільських парафіях Поділля та Київщини. У 1916 р. призначений настоятелем костьолу в м-ку Ставище та Уманським деканом. У 1920-х роках обслуговував додатково кілька інших парафій Київщини, які залишилися без священиків, – у Володарці, Тетієві, Богуславі. З 1931 р. очолював римо-католицьку парафію в м-ку Погребище на Вінничині. Зазнавав постійних гонінь з боку влади у вигляді виселення з помешкання, конфіскації церковного та особистого майна, закриття костьолів, заборони богослужень. Неодноразово його викликали на допити і затримували. Помер кс. Гутовський у січні 1935 р. Владою було влаштовано кілька групових судових процесів над віруючими тих парафій, де служив кс. Гутовський, і в 1937 р. більшість із них було розстріляно.
З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ 2 (21) 2003
Санкт-Петербург
|
|
| |
sylniduchom | Дата: П`ятниця, 09.12.2011, 23:41 | Повідомлення # 147 |
Сержант
Група: Початківець
Повідомлень: 11
« 0 »
Країна:
Статус:
| до 1822 г. располагался штаб Вятского пехотного полка. Полковой штаб находился в местечке Ставище (Плестерер 1903:176-177).
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 10.12.2011, 18:49 | Повідомлення # 148 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Цитата sylniduchom () до 1822 г. располагался штаб Вятского пехотного полка
Пестель Павел Иванович
Санкт-Петербург
|
|
| |
sylniduchom | Дата: Вівторок, 27.12.2011, 02:55 | Повідомлення # 149 |
Сержант
Група: Початківець
Повідомлень: 11
« 0 »
Країна:
Статус:
| ПРИСЯЖНЫЕ КНИГИ 1654 года БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ ПОЛК
Во время переговоров в Переяславе в 1654 году была решено, что в Гетманщине примут присягу на верность царю Алексею. Для принятия присяги в Гетманщину были отправлены специальные царские представители, которые должны были объехать главные населенные пункты конкретного полка, принимая присягу и в меньших населенных пунктах, которые попадались им на пути. В Боярке и Каменном Броду приняли присягу пешие казаки Чигиринского полка. Московскими писцами, которыми составлялись списки, допускались неправильные записи фамилий, возможно из-за плохого понимания украинского языка или других причин. Авторы публикации этих Присяжных книг для некоторых фамилий в скобках приводят имя и фамилию этого же казака из Реестра Войска Запорожского 1649 года. Можете сравнить.
|
|
| |
Viktor | Дата: Вівторок, 27.12.2011, 10:37 | Повідомлення # 150 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1988
« 11 »
Країна:
Статус:
| Quote (sylniduchom) Город Ставища на реке на Гнилой Тикиче Конечно правильнее было это поставить в разделе «Ставищенське козацтво», хотя это там уже есть: «Ставищенське козацтво – Козацтво в Ставищах – Сообщение # 6 и Сообщение # 7».
Quote (sylniduchom) Для принятия присяги в Гетманщину были отправлены специальные царские представители А так же есть имена представителей русского правительства, которые были посланы для приведения населения к присяге на верность Русскому государству: «Ставищенське козацтво – Історія козацтва – Сообщение # 24»
Санкт-Петербург
|
|
| |